юлия гончарова
Модель взаимодействия специалистов ДОУ в контексте реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
ФГОС ДО (в п. 1.3) указывает на необходимость в своей работе учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Модель взаимодействия специалистов ДОУ в контексте реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Однако коррекция нарушений речи у дошкольников нашего детского сада остается недостаточно эффективной, так как отсутствует система взаимодействия между воспитателем и специалистами. Поэтому возникла необходимость разработки модели взаимодействия специалистов ДОУ в контексте реализации ФГОС ДО.
3 слайд
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании условий, способствующих построению целостной системы взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе ДОУ.
Разработать модель взаимодействия специалистов ДОУ
Разработать индивидуальные программы психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Создать банк методических материалов по работе с детьми с ОВЗ (картотеки дыхательных и пальчиковых гимнастик; картотеки физминуток и логопедических пятиминуток, картотеки текстов для пересказа, иллюстративного материала и т. д.)
4 слайд
Работу над поставленными задачами было принято начать с разработки модели взаимодействия специалистов ДОУ, в которой мы прописали цель, имеющихся специалистов, принципы работы, основные направления и формы их взаимодействия.
5 слайд
Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:
Я их озвучивать не буду, только обращу ваше внимание на принцип комплексности (взаимодополняемости, который предполагает для развития ребенка комплексный подход со стороны всех педагогов ДОУ.
Системность.
Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
- Комплексность.
(взаимодополняемость) Развитие ребенка – комплексный подход, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
-Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Индивидуальная коррекционная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска и особенностями речевого дефекта.
-Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий
Способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитных функций.
-Постепенность и систематичность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
-Индивидуализация темпа работ-
Переход к новому этапу коррекционной работы только после полного освоения материала предыдущего этапа.
6 слайд
Модель взаимодействия представляет собой систему из трех направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее и аналитическое.
Основные задачи каждого направления перед вами.
1. Диагностическое.
• Выявление особенностей развития детей с нарушением речи, знакомство с заключением МПМПК.
• Изучение развития физических качеств (здоровья, познавательных процессов, психических и речевых особенностей развития ребенка.
• Заполнение речевых карт и экранов физического развития воспитанников с ОВЗ
2. Коррекционно-развивающее.
• Разработка перспективных планов коррекционно-развивающей работы специалистов ДОУ.
• Составление индивидуальных программ психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ
3. Аналитическое.
• Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.
• Внесение изменений в программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
7 слайд
Предлагаю вашему вниманию пример взаимодействия наших специалистов в рамках решения одной из задач- развития мелкой моторики.
Я, как логопед использую следующие формы работы с детьми: п / г и элементы песочной терапии, графические упражнения, воспитатель в свою очередь работает над развитием мелкой моторики с помощью художественно- творческой деятельности, элементов литотерапии и кружковой работы. Она ведет кружок «Оригами». Музыкальный руководитель развивает мелкую моторику детей игрой на музыкальных инструментах,физинструктор на своих занятиях использует как предложенные мной пальчиковые игры, так и подбирает специальные упражнения для рук. А педагог- психолог использует песочную терапию, а также упражнения с различным дидактическим материалом на развитие мелкой моторики.
8 слайд
Т. о в ДОУ были созданы необходимые условия для реализации программы в соответствии с ФГОС ДО. Напомню, что к таким условиям относятся: психолого-педагогические условия, кадровые,материально-технические и финансовые условия. Вы их видите на слайде. К кадровым условиям относится наличие необходимых специалистов, к материально-техническим-наличие необходимого коррекционно-развивающего оборудования в группе и кабинетах специалистов. К финансовым условиям относится прежде всего определение объема расходов на дооборудование кабинетов специалистов. К психолого-педагогическим условиям относится:
Составление индивидуальных программ психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Разработка перспективного плана коррекционно-развивающей работы.
Разработка перспективного плана дополнительной образовательной программы логоритмического кружка «Говоруша»
Разработка перспективного плана дополнительной образовательной программы кружка «Песочные фантазии»
Разработка рекомендаций для осуществления индивидуальной работы воспитателя с детьми с ОВЗ
9 слайд
В конце хотелось бы сказать о достигнутом результате.
• В ДОУ разработана и с 2018 года успешно внедрена модель взаимодействия педагогов, обеспечивающая качество коррекционной работы в условиях реализации ФГОС ДО.
• Ежегодно разрабатываются индивидуальные программы психолого – педагогического сопровождения на детей с ОВЗ всеми специалистами ДОУ
• банк методических материалов по работе с детьми с ОВЗ
10 слайд
Спасибо за внимание.