Наталья Белоусова
Модель взаимодействия с родителями одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Модель взаимодействия с родителями одаренных детей.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка будущей творческой деятельности. Поэтому необходимо совместными усилиями поддерживать и стимулировать развитие у детей творческого начала. Для всестороннего развития творческой личности ребёнка необходимо взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Публикация «Модель взаимодействия с родителями одаренных детей» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В начале учебного процесса я провела родительское собрание, одним из пунктов которого была тема «Одаренные дети». Предпосылки детской одаренности не всегда видны явно, часто одаренность бывает скрытой и моя задача, совместно с родителями, выявить ее как можно раньше. На собрании мы поговорили о том, какими видами деятельности увлечены дети дома, какие игрушки предпочитают, чем больше всего любят заниматься. Родители заполнили анкеты.
Анкета выявления одаренности (для родителей)
Для выявления одаренных детей А. И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет») :
Сфера изобразительно-художественной одаренности :
*В рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов;
*становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
*способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д. ;
* любит использовать какой-либо новый материал для изготовления коллажей, рисунков;
* охотно рисует, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
* обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
* любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
*может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке.
Анализ анкет совпал с моими наблюдениями за увлечениями детей в течение всего дня пребывания их в группе детского сада. Таким образом, я выявила 3 –х детей с ярко выраженными способностями художественно – эстетического направления: Максим Т, Карина С, Арина М.
Максима увлекает рисование. При рисовании твердо держит карандаш и кисточку, фломастер и ручку. Рисунки обычно очень яркие. Он с удовольствием выбирает инструмент и материал для работы – краски, фломастеры или карандаши, широко использует дополнительные цвета, овладевает основными техническими приемами рисования, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения.
Для того, чтобы поддерживать выявленные способности этих детей и дома, я подбираю индивидуальные формы работы с родителями.
Семье Максима предлагаю развивать наблюдательность, то есть вместе проводить наблюдения в природе (оттенки зелени, снега, неба, времен года и т. д.). Проконсультировала по подбору различного изобразительного материала: гуашь, карандаши, пастель, фломастеры, и т. д. Для дальнейшего развития художественного творчества я предлагаю применять нетрадиционные техники рисования: «Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма — новый образ» и многое другое. В целях развития воображения и творчества предложила изобразить: свое настроение, свою мечту, музыку, запах, себя, семью, друзей, что-то загадочное и волшебное (несуществующее животное, фантастическое растение и т. д.).
Совместно с родителями Максима разработали электронную картотеку дидактических игр.
Для поддержания интереса к процессу рисования и развития творческих способностей я предложила посещать выставки рисунков.
Карина проявляет повышенный интерес к лепке. Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином. Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа, использует нетрадиционную технику «Пластилинография».
Семье Карины я также разработала дидактические игры на развитие творческих способностей. Тематика игры может быть любой: «Лепим зоопарк», «Любимые герои», «Лепим геометрические фигуры», «Лепим цветы» и т. д. Я рекомендую пробовать разные способы работы с пластилином, в том числе нетрадиционные способы лепки картин. Это требует большего усилия от ребенка и предполагает изначально непосредственного участия родителей.
Так же предложила родителям Карины вместе с ней пересказать сказку, слепить персонажей и проиграть сюжет сказки с героями самой Кариной.
Очень красивое сочетание получается при оформлении поделок из пластилина с бисером и фольгой. Для поддержания интереса к процессу лепки и развития творческих способностей я предложила посещать экскурсии в музей, экскурсии к культурно-историческим памятникам, виртуальные экскурсии.
Арина увлекается аппликацией. Создает индивидуальные и коллективные декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. Использует разные материалы и способы создания изображения. Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания. Создает сюжетные и декоративные композиции.
Для семьи Арины я рекомендовала в совместном творчестве использовать для аппликаций не только бумагу, но и кусочки ткани, соломку, крупы, сухоцветы и т. д. ; предложила рассмотреть и попробовать разнообразные виды аппликаций, например, аппликация из кусочков бумаги или мозаичная аппликация, аппликации из колечек бумаги, аппликация из салфеток, аппликацию-коллаж, аппликация - игра из наклеек, объемная аппликация, аппликация «Мозаика из кусочков бумаги», аппликация из семян и круп, аппликации из ватыи т. д. Выбор для аппликации очень широк, можно использовать пуговицы, спички, мох, высушенные ягоды, бумагу, пенопласт, крышечки от бутылок, кусочки цветных стаканчиков от йогурта, пластилин, фольгу, специи, вырезки из журналов и газет, пряжу и многое другое.
Я познакомила родителей Арины с некоторыми дидактическими играми на развитие ее творческих способностей.
Таким образом, моя модель работы с родителями одаренных детей, состоит из 3 основных направлений:
1. информационная среда для родителей;
2. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
3. поддержка и поощрение родителей.
3 направление работы поддержка и поощрение родителей является так же важным этапом работы в моей системе. Это приносит положительные плоды. Арина, Карина и Максим вместе с родителями принимают участие в внутрисадовских, муниципальных, региональных конкурсах и получают заслуженные награды, что стимулирует их вдохновение.
Видя успехи своих воспитанников, я рекомендую родителям не останавливаться на достигнутом, и в дальнейшем рассмотреть возможность обучения в художественных школах города.