Татьяна Пащенко
Модель воспитания и социализации для учащихся
▼ Скачать
МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
объединение «Проектная деятельность»
Автор: Пащенко Татьяна Филипповна
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр технического творчества № 1» имени В. В. Горбатко
г. Новочеркасск
Номинация «Лучший педагог дополнительного образования»
г. Новочеркасск,
Пояснительная записка
Публикация «Модель воспитания и социализации для учащихся» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Модель воспитания и социализации «Школа на ладони» актуализирована в соответствии с Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20).
Происходящие в настоящее время изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирования у ребёнка универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В этом случае акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, уметь правильно и грамотно высказать свою точку зрения и отстоять ее.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения воспитательной деятельности.
Одной из таких форм, на мой взгляд, является технология социального проектирования, которая лежит в основе модели воспитания и социализации «Школа на ладони».
Главный педагогический смысл социального проектирования – создание условий для социальных проб личности.
Именно социальное проектирование позволяет учащемуся решать основные задачи социализации :
- формировать свои «Я – концепцию» и мировоззрение;
- устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрос-лых,
- интегрироваться в социально-культурной среде.
Социальное проектирование является тем средством, с помощью которого нравственные, мировоззренческие идеи могут стать личным достоянием, личным приобретением ребёнка в пространстве самореализации личности, созданном в условиях дополнительного образования.
Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации воспитательного процесса, неотъемлемой частью которого является общение с единомышленниками, педагогом и социальными партнёрами.
Цель социального проектирования как педагогической технологии не только в привлечении внимания учащихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества, но и во влечении их в реальную практическую деятельность.
Модель воспитания и социализации «Школа на ладони» является обязатель-ной частью одноименной дополнительной общеразвивающей программы.
Назначение модели воспитания - решение проблем гармоничного вхождения учащихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Модель воспитания и социализации «Школа на ладони» помогает педагогу дополнительного образования реализовать воспитательный потенциал его совместной с учащимися деятельности и тем самым сделать свое объединение воспитывающей средой.
В центре модели воспитания и социализации в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования находится личностное развитие учащихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Результаты реализации модели воспитания и социализации :
• приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе;
• формирование коммуникативных компетенций (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т. д.);
• формирование информационно-коммуникационных компетенций (посред-ством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);
• достижение личностных результатов, указанных во ФГОС (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации) таких как
- формирование у учащихся основ российской идентичности;
- готовность учащихся к саморазвитию;
- мотивация к познанию и обучению;
- приобретение ценностных установок и социально-значимых качеств личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
Особенности организуемого воспитательного процесса
Социальное проектирование, как педагогическая технология, оказалось очень удачным решением задач моей педагогической деятельности и является главной особенностью воспитательного процесса в объединении «Проектная деятельность». Как педагоги мы должны и можем использовать безграничный воспитательный потенциал социального проектирования. Это и
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
• и создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого учащегося;
• и формирование нравственного самосознания и ответственности как черты лично-сти;
• и предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально значимых дел.
Процесс воспитания в детском объединении основывается на следующих принципах взаимодействия педагога дополнительного образования и учащихся :
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и учащегося, соблюдения конфиденциальности информации об учащемся и семье, приоритета безопасности учащегося при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в объединении психологически комфортной среды для каждого учащегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие учащихся и педагога;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание творческих инициативных групп, которые объединяют детей и взрослых яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация совместных дел учащихся и взрослых как предмета их совместной заботы;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в объединении являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагога;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагога и учащихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в объединении создаются такие условия, при которых по мере взросления учащегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении коллективных дел поощряется конструктивное межгрупповое и межвозрастное взаимодействие учащихся, а также их социальная активность;
- педагог ориентирован на формирование коллектива в рамках детского объединения, на установление в нем доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания является педагог дополнительного образования, реализующий по отношению к учащимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.