Анастасия Сашинская
Модель службы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи семьям, имеющим детей
▼ Скачать + Заказать документы
С целью повышения компетентности родителей (законных представителей) детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в Республике Марий Эл реализуется федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование». В статье представлен опыт работы Службы организованной на базе «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» Республики Марий Эл.
Публикация «Модель службы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи семьям, имеющим детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Ключевые слова: национальный проект, повышение компетентности родителей, психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь.
На протяжении всего периода преобразований системы образования в Российской Федерации наиболее актуальной остается проблема сохранения единого образовательного пространства. Постоянно возрастают требования к качеству образования, что в свою очередь налагает особую ответственность на родителей, администрации и педагогов образовательных организаций.
Наряду с созданием условий для развития конкурентоспособного и качественного образования разным категориям детей, государственная политика направлена на принятие мер по созданию модели эффективной системы родительского просвещения с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания посредством создания специальных служб, реализующих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
В Республике Марий Эл принимаются решения по реализации Государственной программы. На базе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» создана ресурсная служба и непосредственно организуется работа по реализации мероприятий федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование».
Основные задачи Службы дублируются с задачами федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» и включают в себя:
• повышение компетентности родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет;
• пропаганда ответственного и позитивного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений;
• вовлечение родителей (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс;
• развитие региональных служб оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей.
В реализацию проекта включены восемь различных образовательных организаций, расположенных в разных муниципальных образованиях республики Марий Эл, на базе которых созданы консультационные пункты. Это позволило обеспечить территориальную доступность получения услуги независимо от места жительства получателя услуги, то есть родителя.
В штатный состав Службы входят 30 специалистов – консультантов различного профиля : заведующий отделом (службой, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, социальные педагоги, учителя. Все специалисты и педагогические работники Службы оказывают психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь населению на безвозмездной основе, что делает услугу доступной для различных слоев общества, с разным уровнем материального достатка. Теперь каждый родитель может легко решить ежедневно возникающие проблемы, связанные с воспитанием и обучением своих детей и ответить на вопросы, которые их интересуют.
Консультативная помощь родителям (законным представителям) ребенка, оказывается по их запросу. При этом, у получателя услуги есть возможность выбора не только формы получения услуги, но и способа подачи заявки. Родителям или законным представителям ребенка предлагается направить запрос о необходимости получения консультации : по электронной почте, с помощью QR-кода, в социальной сети «Вконтакте» или позвонить по телефону. Таким образом, службой охвачены все доступные и возможные способы связи населения с администратором.
После получения заявки на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, администратором назначается день и время удобное родителю (законному представителю, и желаемая форма получения услуги (очная, по телефону, с помощью мессенджеров, по средствам видео-связи в сети-Интернет). Далее назначается специалист согласно утвержденному графику работы специалистов службы. Получатель услуги, имеет возможность выбора не только специалиста, но и места оказания услуги в соответствии с запросом.
За время работы Службы, за помощью обратилось около 7000 родителей (законных представителей) детей. Из них 33% обратились за помощью к педагогу-психологу, 23% - к учителю-дефектологу, 19% - к учителю-логопеду, 11% - к воспитателю и по 7% - к социальному педагогу и учителю. Из приведенных статистических данных видно, что по запросу популярным специалистом остается педагог-психолог. Это связано в первую очередь с разнообразием личностных проблем у детей и их родителей, а так же отсутствием узких специалистов психологического профиля в образовательных организациях. Так же, наиболее актуальными запросами являются:
• нарушения поведения у детей дошкольного и школьного возраста;
• нарушение речи у детей дошкольного и раннего возраста;
• трудности в усвоении программного материала;
• отставание в психофизическом развитии детей;
• проблемы устройства детей оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи.
Каждому из обратившихся в Службу за получением консультативной услуги, была оказана помощь в соответствии с их запросом.
За время работы службы специалисты, а так же родители (законные представители) детей отмечают необходимость создания консультативных центров с целью повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей. Таким образом, на современном этапе развития системы образования представленная модель показала себя, как одна из наиболее результативных форм информационно-просветительской поддержки семей, имеющих детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованных источников и литературы:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изменениями на 2020 год. – Москва: ЭКСМО, 2020. – 224с.
2. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 года № Р-26 «Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» // https://docs.edu.gov.ru/