Владимир Жоров
Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями
Содержание
1. Особанности процесса физического воспитания в коррекционной школе.
2. Многосторонность подходов к индивидуальной работе с занимающимися.
3. Использование игр и игровых элементов с обучающимися коррекционной школы на занятиях в ДЮЦ.
Публикация «Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
4. Особенности проведения занятий физическими упражнениями в младшем школьном возрасте.
Одной из наиболее важных проблем коррекционной школы является реализация принципа индивидуального подхода к учащимся в целях дальнейшего совершенствования учебной и коррекционной работы.
Актуальность данной проблемы определяется необходимостью наиболее адекватной коррекции многокомпонентной структуры для развития умственно отсталого школьника. К настоящему времени имеется довольно обширная литература по рассматриваемому вопросу. Так одним из направлений реализации принципа индивидуализации обучения в коррекционной школе является индивидуальный подход к учащимся, суть которого заключается в выделении мини групп для проведения в них соответствующей коррекционно-компенсаторной работы.
Процесс физического воспитания в коррекционной школе направлен на решение таких задач, как коррекция и компенсация нарушений моторики, содействия оптимальному физическому развитию ребенка, повышению его физической подготовленности, развитию двигательных качеств, закаливанию. Физические упражнения являются эффективным средством управления состоянием двигательной сферы школьников, поэтому особое внимание уделяется подбору соответствующих средств и их дозированию, поскольку именно регламентация нагрузки является важнейшим звеном в работе по коррекции и компенсации нарушений физического развития и воспитанию двигательных способностей. Учитывая различные нарушения у учащихся коррекционных школ, представляется необходимым разработать и использовать в процессе физического воспитания методические рекомендации и дидактический материал с целью реализации принципа индивидуального подхода у занимающихся в группе смелые, сильные, ловкие. При этом необходимо отметить, что в настоящее время имеется сравнительно небольшое количество исследований, посвященных изучению данного вопроса в области физического воспитания умственно отсталых школьников.
На мой взгляд, подходы к индивидуальной работе с занимающимися коррекционной школы в процессе физического воспитания могут быть весьма различными: это может быть индивидуальное дозирование нагрузок, индивидуальный подход к коррекции конкретного двигательного нарушения у ученика, индивидуальное развитие каких-либо двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости).(Индивидуальный подход при игре в настольный теннис - многократное повторение невыполненного элемента, индивидуальный выбор средств для развития физических качеств).
Исходя из этого, можно выделить три группы детей по развитию двигательных способностей. При изучении процесса формирования двигательных навыков, а так же распределение учеников на группы по уровню подготовленности.
Изменение работоспособности организма при выполнении физической работы в организме вначале идет так называемый процесс врабатывания, когда все жизненные функции активизируют свою деятельность, подстраиваются под работу на оптимальном уровне, который и достигается через некоторое время. Это состояние, называемое устойчивой работоспособностью, при незначительных колебаниях определенное время удерживается. Затем наступает следующая фаза трудоспособности – фаза утомления. Реакция на утомление у испытуемых не одинакова. Одни тотчас же или вскоре перестают работать, другие долгое время сопротивляются утомлению. В фазе утомления есть три стадии начало снижения работоспособности, третью отказ от выполнения работы и вторую, занимающую промежуточное положение между первой и третьей.
При исследовании влияния физических нагрузок на организм детей – олигофренов я выяснил, что основная масса учащихся коррекционных школ может выполнять нагрузку до первой стадии утомления без всякого ущерба для здоровья. Индивидуальный подход к детям должен выражаться в дозировании нагрузки для каждого.
Где ещё ребенок чувствует себя раскрепощённым, свободным? Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам того не замечая, развивает свои физические и моральные качества, учится сопереживать, идти на помощь, побеждать и проигрывать.
Использование игр и игровых элементов в коррекционной школе на занятиях делает процесс обучения более интересным. Вместе с тем известно, что игра, кроме развития физических качеств, развивает и логику. Ведь в игре приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее целесообразную. Практика показывает, что обучение детей целому ряду тактических приёмов и перемещений полезно проводить в специально созданных игровых условиях. Их можно использовать при обучении лёгкой атлетике, спортивным и подвижным играм, общефизической подготовке.
Очень важно правильно подобрать игру, игровые задания, которые помогают овладению и закреплению необходимых знаний, умений и навыков.
Применяя грамотно и планомерно вспомогательные игры и создавая игровые условия, учитель помогает ученикам овладевать умениями быстрее, лучше анализировать игровую обстановку, применять самостоятельные решения.
Чтобы решать задачи проводимого занятия, наиболее результативно, используемые игры должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и материально-технической базе.
Младший школьный возраст — наиболее активный период в формировании двигательной координации. Он чрезвычайно благоприятен для закладки всего спектра физических качеств. В этом возрасте создаётся основа культуры движений, успешно осваиваются разнообразные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника. Они направлены на развитие твор-чества, воображения, внимания, самостоятельности действий, скоростных и скоростно-силовых качеств.
В младшем школьном возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленной на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания, а также самых простых игровых навыков (ловля мяча, передачи, броски). Особое внимание следует обращать на взаимодействие с партнёром, командой, соперником, технико-тактические, взаимодействия.
Подвижные игры в младшем школьном возрасте занимают основное место. Мускулатура детей в возрасте 7—9 лет ещё плохо развита, они быстро утомляются, поэтому физические упражнения должны быть строго ограничены и по возможности иметь игровую форму.
Общая длительность игры должна быть небольшой, и поэтому используются игры с ограниченным числом правил. Правила лучше всего использовать в форме речитатива, считалки. Правильное планирование и подбор игр на уроке очень хорошо раскрывает внутренний мир ребёнка. А самое главное даёт возможность увидеть предрасположенность ребёнка к тем или иным видам спорта.
Для проведения некоторых игр необходим инвентарь, желательно, если он будет ярким и красочным, лёгким и удобным.
Дети младшего школьного возраста весьма активны, и все хотят быть водящими. В этом случае педагогу необходимо самому назначить водящих. Водящий должен часто меняться, чтобы потребность в активности была удовлетворена у каждого учащегося. Нельзя выводить детей из игры за ошибки, ведь это происходит по неопытности или из-за недостаточного физического развития.
Физическую нагрузку нужно строго регулировать длительностью игры. Она должна быть небольшой, а игру с бегом и прыжками необходимо прерывать кратковременным отдыхом. Подвижная игра или игровые элементы развивают детей, но в отличие от физических упражнений не надоедают благодаря своему занимательному характеру.
При планировании занятия с использованием игр нужно учитывать общую нагрузку урока, определять основную цель, время и место проведения игры в ходе всего урока.
Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается в решении задач урока и развитии физических качеств.
Для развития физической силы выгодно включать в уроки вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Основными компонентами таких игр будут различные перетягивания, удержания, элементы борьбы. Также эффективными будут бег и прыжки с посильным для детей грузом.
Для развития быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные и звуковые сигналы. Игры включают в себя упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие дистанции, направленные на опережение соперника.
Уровень трудности применяемых на уроках игр по нагрузке и сложности должен быть для учащихся доступен и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно.
Важную роль играет стойкость интереса к урокам физической культуры и спорту в целом, проведение внеклассных мероприятий. Здесь важны, конечно, правильно подобранные, интересные и увлекательные задания, которые создавали бы соперничество и где ребёнок мог бы проявлять все свои умения.
Важную роль будет играть судейство. Оно должно быть объективным.
В подобных состязаниях могут принимать участие и родители учащихся. В этом плане удачными будут такие мероприятия, как «Весёлые старты», «Букварь спорта», «Тропа здоровья».
Насколько будет интересен урок детям, зависит от профессионального мастерства учителя и творческого подхода к своему учебному предмету.
Литература
1. Лепёшкин В. А. Подвижные игры (серия «Спорт в школе»). М. : Чистые пруды, 2007.
2. Мажейко Л. И. Обследование аппарата движений у детей : учеб. пособие. М. : Изд-во «Медицина», 1996.
3. Степанов П. В., Сизяев СВ., Сасрронов Т. Н. Программа внеурочной деятельности. М. : Просвещение, 2011.