МААМ-картинки

Модель работы с одаренными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одаренности»

Анна Соловей
Модель работы с одаренными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одаренности»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальный конкурс для педагогов,

работающих с одарёнными детьми

«Одарённому ребёнку - талантливый педагог»

Модель работы с одаренными детьми

«Моя педагогическая стратегия развития одаренности»

педагога дополнительного образования МАОУ ДО ЦТТ

Соловей Анны Сергеевны

Публикация «Модель работы с одаренными детьми „Моя педагогическая стратегия развития одаренности“» размещена в разделах

Я вообще не верю в одну единственную силу таланта,

без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант,

как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески …

Ф. И. Шаляпин

В Концепции развития дополнительного образования прямо указывается на необходимость создания условий для развития и свободного выбора различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Ребёнок приходит в объединения добровольно, совершая свой жизненный выбор, следуя за своими интересами. Личностно – ориентированный подход образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи, почувствовать себя творцом и волшебником, исполняющим детские мечты об успехе и мастерстве.

Талант — это дарование, выдающиеся природные способности. Они есть абсолютно у каждого человека, весь вопрос в том, как выявить одаренность и развить талант. Недаром бытует выражение «талантливый человек — талантлив во всём», и чтобы раскрыть способности необходимо приложить усердие, постоянно пробовать что-то новое. Одарённые дети обладают высоким потенциалом во многих сферах деятельности.

К важнейшим критериям одаренной личности относят такие качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Мотивационно одаренными считаются дети, которые:

- мотивированы на высокие достижения в выбранной деятельности;

- ставят перед собой рекордные задачи и цели;

- увлечённо осваивают современные методы и технологии;

- ориентированы на создание инновационных проектов и программ, участие в них;

- реализуют конкурентоспособные стратегии.

Сегодня работа с одаренностью – это работа с мотивацией, а сопровождение одаренного ребенка – это индивидуальная образовательная стратегия. Главным принципом работы с одаренным ребёнком является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Творческая деятельность воспитывает характер и развивает способность не следовать установленным шаблонам, а искать новые возможности для воплощения своих идей.

Одарённость выявляется в процессе деятельности и оценивается по её результатам. Знакомство с такой областью художественной направленности, как вокал развивает голос, слух и художественный вкус, предоставляет детям возможность открывать в себе способность твёрдо идти к поставленной цели, развивает самообладание, трудолюбие, упорность, стрессоустойчивость, дает возможность познать себя и свою ценность. Певческий талант или вокальная одаренность – проявление более общего и сложного понятия – музыкальной одарённости.

Проанализировав свою деятельность по развитию вокальной одарённости обучающихся, я представила её в виде модели :

Рис. 1 Модель выявления, развития и поддержки вокальной одарённости обучающихся объединений «Эстрадный вокал», «Основы вокала».

Составляющие модели выявления, развития и поддержки вокальной одарённости обучающихся объединений «Эстрадный вокал», «Основы вокала»

Точки роста

Для успешной работы с одаренным ребенком необходимо найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ребёнка появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха. ЦТТ предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый обучающийся может найти себе дело по душе, дает большие возможности для развития детской одаренности.

Принципиальная позиция педагогов Центра технического творчества состоит в том, чтобы принимать всех детей, без организации отбора. Одни дети придут на занятия вокалом, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене. Другие – приобретут музыкальную грамотность, вокальный и концертный опыт.

В начале обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Мир цветов», используя метод педагогического наблюдения, я выявляю детей, проявляющих высокую творческую активность.

Дети, уже проявившие себя, стремятся к самовыражению и самореализации своих способностей, но не каждый способен самостоятельно открыть дорогу к созиданию и развивать эти способности, совершенствовать их. Поэтому для дальнейшего плодотворного развития детского творчества, целостного развития личности ребёнка необходимо индивидуальное сопровождение, основанное на точках роста.

Программный кейс

Мною разработан программно - методический комплекс, состоящий из:

- программы дополнительного образования «Основы вокала» (срок обучения -1 год, 72 ч. ;, которая прошла процедуру сертификации, получила положительную рецензию Регионального модельного центра и в течение двух учебных лет реализуется с использованием средств сертификата.

- программы дополнительного образования «Эстрадный вокал» (срок обучения -1 год, 144 ч. ;).

Дополнительные образовательные программы «Основы вокала» и «Эстрадное пение» созданы для того, чтобы ребенок, наделенный тягой к творчеству и развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.

Знакомству с песенным процессом и развитию основных навыков посвящена программа дополнительного образования «Основы вокала». Она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей. Рассчитана на обучающихся, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Набор в объединение не требует специальных знаний, умений и навыков. Программа реализуется на ознакомительном уровне и рассчитана на 1 год обучения. Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальных навыков определяет педагог в зависимости от музыкальных способностей и индивидуальных особенностей детей. Целью данной программы является развитие вокальных способностей, формирование интереса к певческой культуре, а также выявление, развитие и поддержка наиболее талантливых обучающихся.

В случае успешного обучения по данной программе и изъявления желания развиваться и обучаться в данном направлении, обучающийся может продолжить свое обучение по (или параллельно обучаться) программе углубленного уровня.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эстрадный вокал» - это более углубленное изучение вокальных навыков. Обучающиеся более детально изучают разные виды певческих позиций, вокальных техник, различных методов исполнения сложных вокальных произведений. Овладевают навыками правильной певческой установки, учатся вокальной опоре звука и равномерному расходованию дыхания. Формируют вокальную артикуляцию и музыкальную память, навыки сценического движения, умение работать с микрофоном. Данная программа рассчитана на 1 год обучения и имеет цикличный характер. Многие обучающиеся приходят в объединение несколько лет подряд и с каждым годом, овладевая новыми навыками, они все больше совершенствуют свое исполнительское мастерство.

Технологии

Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса В. Емельянова, Е. Белобровой, А. Стрельниковой, С. Ригса и др.

Система работы делится на три этапа:

- художественное восприятие вокальных произведений;

- освоение специальных умений эстрадного вокалиста;

- самостоятельная творческая деятельность (импровизация).

Комплекс подобранных упражнений обеспечивает голосу такие качества, как звонкость, полётность, собранность и красивое звучание. Сет Риггс – автор приема, который называют «пением в речевой позиции» (когда гортань находится в таком же положении, как и во время речи). Этот прием позволяет при пении пользоваться голосом также легко и комфортно как это делается во время разговора.

Педагог — артист

Работа с одарёнными обучающимися предполагает изменение педагогических позиций.

Мои педагогические позиции в работе с обучающимися – это:

- эксперт предметного содержания программы, демонстрирующий эстрадную манеру пения;

- модератор, который задаёт нормы поведения, коммуникации;

- наставник, поддерживающий ребенка в его точках роста.

Педагог в глазах ребёнка является эталоном и примером для подражания. Вот почему важно, чтобы педагог сам вёл активную концертную деятельность. Глядя на своего наставника ученик верит, что усердно практикуясь, он сможет так же легко покорять сцену и взаимодействовать со зрителем. Видит, как посредством вокальной выразительности можно передать любое настроение и донести смысл любой песни. Педагог — артист знает не понаслышке все сложности сценического выступления, объяснит разницу между исполнением с микрофоном и без, легко отделит концертную песню от конкурсной.

Я не только педагог, но и исполнитель. Часто выступаю на всевозможных концертных площадках города, участвую в выездных мероприятиях. Выезжаю с концертными программами за пределы города и округа. Имею дипломы победителя в конкурсах и фестивалях разного уровня. Активная концертная деятельность помогает мне лучше понимать переживания своих обучающихся и находить новые методы проработки различных, стрессовых для исполнителя, ситуаций.

Компетентностные практики обучающихся

Занятия органично сочетают в себе учебный процесс с концертной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения имеет исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену дети получают дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретают необходимый опыт исполнительского искусства, социальный опыт взаимодействия со зрительской аудиторией разного возраста.

Участие в конкурсах различного уровня дает возможность пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствования мастерства, уверенности в себе, в своих силах.

Каждый ребёнок индивидуален и требует уникального подхода. Задача педагога найти «ключ» к любому юному исполнителю, увлечь песенной деятельностью и развить желание делиться своим умением с окружающими. Не редко, даже обладатели красивых голосов, чувствуют стеснение и зажатость в больших аудиториях, дети не могут перебороть страх сцены и просто отказываются выступать на публике. Для раскрепощения таких детей есть ряд приёмов, которые я успешно использую в своей работе. Результатом является активная концертная деятельность, позволяющая создавать каждому ситуацию успеха, вместе с педагогом и коллективом единомышленников переживать яркие эмоции.

Наши вокальные коллективы и сольные исполнители часто принимают участие в различных мероприятиях учреждения. Юные вокалисты активные участники городских мероприятий, концертов и праздников Центра технического творчества, многолетнее творческое содружество связывает объединение с клубом «Семейный досуг», танцевальным коллективом «Лучик», филиалом ЯМК.

Ярким показателем мастерства исполнителя является участие в различных конкурсах. Ведь тут уровень подготовки ребёнка определяет не только педагог — наставник, но и компетентное жюри, которое оценивает исполнителя целостно, не имея представления о его исходных песенных данных.

Выбор конкурсного репертуара это совместный процесс — процесс самовыражения. Чтобы песня звучала достойно, она обязательно должна нравиться ребёнку. Когда песня «по душе», то и передать смысловую нагрузку не составляет никакого труда. Исполнитель должен любить не только саму песню, но и себя в этой песне. Ему должно нравиться как звучит его голос, как его слушает зритель. Поэтому тут я даю возможность детям предлагать самим песни, которые они хотят петь. Либо сама предлагаю несколько песен на выбор. И только после этого мы начинаем подготовку песенного материала. Психологическая подготовка конкурсантов направлена на овладение приемами, снимающими эмоциональное напряжение и стрессовое состояние, позволяющими ребёнку продемонстрировать самые лучшие стороны в момент выступлений на сцене.

Огромное значение имеет и постконкурсное сопровождение одарённого ребенка. Одарённому ребёнку необходимо научиться спокойно принимать как поражения, так и победы. Не доходить до отчаяния в первом случае и до состояния неконтролируемой эйфории – во втором. Потому что во взрослой жизни также будут и победы и разочарования, которые необходимо учиться принимать адекватно. Я твердо убеждена, что нельзя критиковать ребенка после конкурсного испытания (если оно прошло не совсем удачно). Рефлексивная оценка выступления должна носить характер надежды, поддержки, что позволит более успешно справиться не только с конкурсными испытаниями, но и подготовиться ко взрослой жизни, настроиться на активную, самостоятельную и позитивную деятельность в дальнейшем.

Среди наиболее ярких побед – победы обучающихся в открытом городском фестивале-конкурсе эстрадного творчества «Полярная звезда», муниципальном и региональном этапах Всероссийского Большого фестиваля детского и юношеского творчества, XI Всероссийском фестивале-конкурсе «Вершина творчества».

Эстетическая среда

Отмечу, что в ходе работы я столкнулась со следующей проблемой: современные дети отдают предпочтение некачественной музыке. Несмотря на доступность и разнообразие музыкального контента на просторах интернета, большинство школьников слушают то, что популярно в чатах социальных сетей и радиостанций, а в лидерах зачастую оказываются песни с примитивными текстами и сомнительным вокалом. В связи с этим я считаю необходимым развитие у обучающихся готовности воспринимать в музыке общемировоззренческие ценности и образы. Я на своих занятиях создаю эстетическую среду, исключающую влияние на детей и подростков низкопробного вокального исполнительства. Чтобы исключить влияние этой проблемы, я ежегодно составляю репертуарные планы, основываясь на имеющихся навыках и перспективах дальнейшего развития обучающихся. Отталкиваюсь от основных праздничных мероприятий, согласно календарного плана, и учитываю актуальность исполняемых произведений. Особое внимание уделяю сценической культуре, культуре общения в творческом коллективе.

Результативность авторского подхода к работе с одарёнными и талантливыми детьми подтверждается результатами участия обучающихся в конкурсах различных уровней в последние годы (см. Портфолио достижений обучающихся);

Реализации данной модели препятствовали проблемы:

- отсутствие в учреждении собственного актового зала и сцены;

- отсутствие студии звукозаписи;

- отсутствие транспорта для организации поездок на концерты (конкурсы);

- финансирования для приобретения сценических костюмов;

- сильная загруженность детей в школе.

Преодолеть данные проблемы позволили следующие педагогические решения :

- сотрудничество с Гимназией города Лабытнанги, ГДК «30 лет Победы», клубом «Строитель» и использование их сценических площадок и звукозаписывающей аппаратуры;

- использование средств от реализации платных услуг для развития материально-технической базы;

- привлечение родителей для организации поездок и приобретения костюмов;

- составление расписания индивидуальных занятий с учетом занятости обучающихся в школе.

Данная модель позволяет эффективно развивать таланты обучающихся. А талант – это драгоценный камень. Нужно долго и тщательно обрабатывать его. Лишь тогда он превратится в настоящее сокровище-украшение, вызывающее восхищение!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект совместной творческой работы «Зонтик» с детьми раннего развитияКонспект совместной творческой работы «Зонтик» с детьми раннего развития Конспект совместной творческой работы с детьми раннего развития "Зонтик" Цель: формировать у детей познавательный.

Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей»Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей» Большой интерес представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и дети, и взрослые. Я хочу представить вам игровую технологию.

Презентация «Модель центра экологического развития во второй младшей группе» Экологический центр в групповой комнате – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Педагогическая копилка (из опыта моей работы)Педагогическая копилка (из опыта моей работы) Рада приветствовать уважаемых коллег, моих друзей и гостей, заглянувших на мою страничку! Сегодня я хочу рассказать Вам о том, как весь.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель работы с одаренными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одаренности»
Опубликовано: 2 марта 2024 в 09:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель работы с одаренными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одаренности»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Соловей в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД