Валентина Дробышева
Модель профессионального развития педагога
▼ Скачать + Заказать документы
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Моя деятельность представляет собой культуру поддержки и помощи ребенку-дошкольнику в образовательном процессе. Она включает в себя задачи по своевременному и полноценному психическому и физическому развитию детей, обеспечению их успешной социализации, созданию условий, способствующих эмоциональному благополучию каждого ребенка.
Публикация «Модель профессионального развития педагога» размещена в разделах
Психолого-педагогическое сопровождение не ограничивается областью непосредственного взаимодействия с ребенком, важным звеном этого процесса становится организация работы с коллегами и родителями как участниками воспитательно-образовательного процесса.
Мне необходимо определять для себя время от времени те мотивы, которыми побуждается моя собственная деятельность, которые помогают строить взаимодействие с детьми на основе гуманистических принципов: проблематизации, индивидуализации.
Мною было сделано предположение о том, что формирование мотивационной сферы личности педагога обусловливает его профессиональное развитие, фундаментальным условием которого является переход на более высокий уровень профессионального самосознания.
Исходя из того, что профессиональное развитие - это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планирует и ставит цели профессиональной деятельности, изменяет себя самого ради их достижения.
Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Развиваясь профессионально, педагог содействует становлению успешной личности ребенка.
Разработанная мною модель профессионального развития педагога выглядит следующим образом:
Профессиональное самосознание педагога
Профессиональное самосознание – это отраженные реакции субъектов образовательного процесса, которые являются источником профессионального развития педагога.
Профессиональное становление личности непосредственно связано с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.
Модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.
Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность. Умение в старом, давно известном увидеть новое, по достоинству его оценить составляет непреложный компонент педагогического самосознания педагога.
Важной составляющей профессионального самосознания педагога являются следующие качества: высокий уровень педагогической культуры; сочетание требовательности и уважения к личности ребенка; способность руководствоваться нормами морали и профессиональными требованиями как мотивами своего поведения; предвидение педагогических и нравственных последствий своих действий; объективная самооценка. Все это обеспечивается волевыми усилиями, направленными на самоконтроль и коррекцию поведения, профессионально значимыми качествами личности педагога, его гуманизмом, педагогическим тактом, самокритичностью, толерантностью, справедливостью, самообладанием и др.
Специфика моего профессионального педагогического самосознания заключается в том, что оно вырастает из личностного самосознания, так как я - педагог в процессе выполнения своей профессиональной деятельности отдаю часть себя, своих духовных ресурсов другим людям. Ориентация на другого человека, на взаимодействие с ним и определяет образ педагогического труда, принципы, методы, средства, которые я выбираю для осуществления своей профессиональной педагогической деятельности.
В структуре профессионального самосознания выделяем когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуры.
Подструктуры:
• Когнитивная (Я – понимание);
• Аффективная (Я – отношение);
• Поведенческая (Я – поведение).
Когнитивная подструктура включает: понимание себя в системах педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития.
В когнитивной подструктуре различается процесс самопознания и результат - систему представлений о самом себе (Я - образ как профессионала педагога). В результате процессов осознания себя в педагогической деятельности в системе педагогического общения и в системе личностного развития образуется обобщенная система представлений педагога о самом себе.
Личностный компонент самосознания обеспечивает саморазвитие личности, т. е. потребность личности в само актуализации, в раскрытии своих возможностей. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала - условие успешной творческой деятельности в образовании.
Свойства, присущие самоактуализирующейся личности:
- содержательность, способность к творческой деятельности;
- принятие себя и других;
- способность к позитивной ценностной ориентации;
- общность с другими, чувство принадлежности, соучастия и др.
Из этого следует, что если педагог стремится к самоактуализации, он создает на занятиях позитивный климат и дети воспринимают образовательный процесс как внутренний рост.
Я могу сказать о себе, что выбрала профессию сознательно, поскольку педагогическая деятельность предоставляет мне возможность собственного развития.
Знания педагога о самом себе, о своих личностных качествах, оценка своей профессиональной компетентности становится предметом его само отношения.
Аффективная подструктура профессионального самосознания включает в себя несколько видов отношений:
• к системе своих педагогических действий, к средствам и способам достижения этих целей; оценкой результативности своей работы;
• к системе межличностных отношений с учениками, эмоциональную оценку реализации функций педагогического общения в своей профессиональной деятельности;
• к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности как профессионала, оценку уровня своей личности и профессиональной компетентности и соответствие своему собственному идеальному Я - образу педагога.
В данной подструктуре самосознания формируется реальное чувство «за» и «против» собственного «Я» и соответственно - самопринятие (непринятие, самоуважение (неуважение) и др.
Важнейшей характеристикой аффективной подструктуры профессионального самосознания педагога является самооценка - личностное суждение о собственной ценности.
Педагог, уверенный в себе, с позитивной самооценкой, у которого есть стремление к максимальной гибкости, оказывает благоприятное воздействие на само отношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в образовательной деятельности, оказывает развивающее воздействие на их личности.
Кроме того, педагог чувствует удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает чрезмерного эмоционального напряжения при общении с воспитанниками.
Поведенческая подструктура.
Внешние проявления характеризуют поведенческий компонент профессионального самосознания педагога. По моему мнению, основным психологическим механизмом этой подструктуры является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью.
Педагог, удовлетворенный собой, не испытывает тревожности и внутреннего напряжения при общении с детьми. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, он с большей готовностью, чем его коллега с неадекватной самооценкой и высокой степенью неудовлетворенности, идет на контакт с детьми, демонстрирует способность к их безусловному принятию. Тем самым педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку детей.
Я – концепция
Психологической предпосылкой развития профессионального самосознания педагога и его конечного продукта — Я - концепции является преодоление педагогом трудностей, препятствующих тем или иным видам деятельности, поведенческим актам, способам самореализации.
При этом, обладая адекватной самооценкой, позитивным самоотношением и уверенностью в себе, педагог способен находить конструктивные способы преодоления трудностей и тем самым еще более расширять сферу профессионального самосознания.
Рефлексия.
Этот процесс развертывается благодаря наличию такого важного компонента личностного развития, как рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Особую роль рефлексивные действия играют в развитии самосознания при общении и взаимодействии с другими людьми.
Рефлексию можно рассматривать в качестве механизма самосознания. Рефлексия дополняется и обогащается в процессе обратной связи, что позволяет индивиду корректировать свою деятельность и общение, произвольно управлять своим поведением.
Я всегда анализирую свою деятельность, и в случае неудач, задаю себе вопросы: почему так получилось, что я сделала не так и т. д.
Таким образом, высокий уровень развития самосознания педагога предполагает самосознание собственного профессионального «Я», умение анализировать свое поведение и поступки, оценивать их со стороны, обнаруживать свои недостатки и стремиться к самосовершенствованию.
Самосознание невозможно без осознания и оценки педагогом своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживаний противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.
Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.