Получи документы

Модель построения имиджа педагога в условиях полиэтнического региона

Алёна Кравченко
Модель построения имиджа педагога в условиях полиэтнического региона
▼ Скачать + Заказать документы

УДК 371. 12:316.6

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ИМИДЖА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Кравченко Алена Владимировна

студентка группы 61-зМвО

Гуманитарно-педагогическая академия

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского» г. Ялта

Аннотация

В рамках построения имиджа в избирательной борьбе выделяют его следующие составляющие характеристики: он должен быть регионально обусловленным; он должен быть обусловлен временем; он должен быть обусловлен демографическим фактором; он должен зависеть от этнопсихологических факторов личности; он должен быть обусловлен ситуативными факторами.

Публикация «Модель построения имиджа педагога в условиях полиэтнического региона» размещена в разделах

Построение имиджа ведется строго по одному из законов пропаганды, в соответствии с которым нет смысла тратить средства на разрушение стереотипа, а следует строить свой стереотип с опорой на уже имеющийся. Имидж в этом плане и есть новый стереотип, который создается в соответствии со стереотипом, который уже есть в аудитории. Мы только приближаем к нему интересующий нас объект – лидера или организацию.

Ключевые слова: имидж, педагог, личность.

Summary

In order to construct the image in the electoral struggle allocate its following features : it must be due to regional; it needs to be conditioned by time; it must be caused by the demographic factor; it needs to depend on ethno-psychological factors in personality; it needs to be due to situational factors.

The image development is conducted strictly according to one of the propaganda laws, which makes no sense to spend money on the destruction of the stereotype, and should build your stereotype based on existing ones. The image in this plan and there is a new stereotype that is created in accordance with the stereotype that is already there in the audience. We are nearing to him for the leader or organization.

Key words : image, аге teacher, personality.

Имидж является отражением требований массового сознания. Как наиболее эффективный вид сообщения в данном виде коммуникации имидж в состоянии пройти сквозь фильтры недоверия и невнимания, характерные для массового сознания. Консервативный характер массового сознания позволяет опираться на модели, которые уже были апробированы человечеством. Имидж действует в условиях, которые не очень благоприятны для его распространения. По этой причине он должен быть выстроен так, чтобы можно было добиться однозначной реакции на него аудитории.

В основу исследования теоретических аспектов имиджа педагога была положена гуманитарная концепция имиджа, автором которой явился профессор В. М. Шепель, психолого-педагогические теории по проблеме познания человека человеком, социального восприятия индивидуальных и возрастных особенностей личности, разработанные А. А. Бодалевым, Р. А. Максимовой. Анализ трудов З. Фрейда, А. Адлера, К. Роджерса, К. Левина позволил использовать в нашем исследовании психологические теории и концепции, раскрывающие природу и поведение человека в обществе. В основу исследований по проблеме невербальных сигналов личности были использованы труды зарубежных исследователей (М. Люшера, А. Штангля, С. Квиллиам, X. Рюкле). Также значительный вклад в исследование имиджа внесли такие ученые как А. М. Зимичев, В. Н. Панферов, которые раскрыли особенности восприятия людьми человеческого лица и просто предмета, раскрыты изменения, происходящие в восприятии и понимании другого человека на протяжении дошкольного возраста (Р. А. Максимова, В. Н. Панферов, И. А. Шихина, у младших школьников и подростков (Г. Ф. Гусева, В. Н. Куницына, М. П. Тихонова, Г. Г. Финникова, в старшем школьном возрасте (С. В. Кондратьева, А. А. Русалинова, в более зрелом возрасте (А. А. Бодалев, В. Н. Панферов и др.).

Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу. По мнению А. А. Колюжного, главным для имиджа становится его коммуникативная составляющая [1, с. 45].

Имидж является результатом сознательной работы, особенно когда касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха. Существует несколько принципов технологии построения имиджа. Согласно первого принципа мнение о вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой имиджформирующей информации. При этом данная информация может вполне осознаваться этим человеком и не осознаваться этим человеком, так как эта информация находится в его подсознании и проявляет себя лишь в виде тех или иных чувств. В обобщенном виде его можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло бы чувство приятного, связанного с вашим именем [1, с. 86].

Второй принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует в большей степени воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, как бы его собственное, потому что неочевиден источник этого чувства. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению сознательному [1, с. 94].

Построение имиджа, какой бы практически ориентированной области это не касалось, все естественным образом становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одной из немногих наук, которая позволяет нам увидеть направленность этого процесса, является семиотика как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Примерами знаков может явиться практически любое слово нашего естественного языка. Остановимся на основных процессах семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важными из них являются [2, с. 55] :

1. Движение к дистинктивным отличиям, которые отличают данный объект от других.

2. Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие свой в отличие от понятия чужой.

3. Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.

4. Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в семиотическую модель уже реализованного лидера (типа учитель-новатор, мастер и т. п.). Именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью.

5. Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.

6. Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых является визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной. Что обычно слабо учитывается.

7. Активное использование сопутствующих символизаций в плане создания визуальных характеристик школы, коллектива и т. д.

8 Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизаций.

9 Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны.

10. Символизация очень автономных сфер, типа одежды, прически, взгляда и т. п.

Психологами доказано, что, формируя Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция – это способ поведения, это есть то, что человек значит для себя [3, с. 45].

В каждой ситуации человек формирует несколько отличный Я-образ и реагирует на него в соответствии с требованиями данной ситуации. Постоянство в его поведении сохраняется потому, что все его реакции основаны на одних и тех же предпосылках относительно того, какого рода человеческим существом он является. Он действует, как если бы он был определенным типом человека, характеризующимся определенным комплексом черт. Он действует на основе предпосылок, связанных с его физическими качествами, его социальным статусом и его чертами. Если человек думает, что он слабый, но утонченный, он избегает ситуаций, где, возможно, потребуется принять вызов, и предпочитает беседы в более тесном кругу, где может произвести наиболее благоприятное впечатление. Другой человек, обладающий большей физической силой, может избегать как раз ситуаций второго типа, боясь унижения. Единая персонификация Я возникает посредством организации определенных реакций, и благодаря существованию постоянного шаблона различные склонности складываются в единую систему. Связывание в единое целое переживаний, возникновение чувства определенности происходит не за счет какой-то субстанции, а благодаря координированной структуре деятельности.

Согласно мнению Е. Б. Перелыгиной, Я-концепция – это комплекс форм поведения – систему организованных человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих [3, с. 68].

Таким образом, с учетом описанных представлений о Я-концепции можно представить содержание имиджа, исходя из взаимоотношения его Я-концегщии, выражающей то, каким видит себя индивид, с его идеальным Я и его образом у других. Под идеальным Я мы будем понимать то, каким субъект хотел бы себя видеть, под образом у других – его объективный образ, то, каким видят его люди, с которыми он вступает в социальное взаимодействие. Из трех указанных образований Я-концепция является самым сложным по своей структуре, поскольку она в каких-то своих частях воспроизводит содержание двух других образований. Так, образ у других отражается в Я-концепции настолько адекватно, насколько адекватное представление имеет субъект о том, как его воспринимают другие. В любом случае характеристики, выражающие отношение других людей, входят в Я-концепцию.

В основе содержания имиджа лежит Я-концепция субъекта-прообраза имиджа. Соответственно, на первой стадии алгоритма формирования продуктивного имиджа деятельность субъекта-прообраза направлена на его собственную Я-концепцию. Это деятельность рефлексии, направленная, в частности, на восприятие и осознание субъектом того, как его воспринимают другие, в сопоставлении с собственной Я-концепцией субъекта и вытекающая из этого сопоставления оценка субъектом как своего образа у других, так и своей Я-концепции, с целью обнаружения в ней внутренних противоречий.

Можем выделить следующие детерминанты, наличие которых обеспечивает успешное выполнение первой стадии алгоритма продуктивного имиджа :

– понимание объективного содержания собственной Я-концепции в ее соотношении с идеальным Я и образом у других, обнаружение противоречий содержании этих конструктов, видение реалистических путей их разрешения;

– переход от выражения в имидже только индивидных характеристик субъекта имиджа к выражению личностных и субъектно-деятельностных характеристик, что ведет к усложнению и обогащению структуры и содержания имиджа;

– развитие способности выражения субъективного содержания имиджа посредством системы символов, имеющих общественно-культурную природу;

– способность субъекта адекватно отображать в имидже содержание собственных рефлексивных трансформаций в процессе личностно-профессионального развития, что обеспечивает динамизм, гибкость имиджа [2, с. 67].

Следствием успешного выполнения этой стадии становится возможность осуществления следующей стадии формирования продуктивного имиджа – создание идеального образа себя для других, который представляет собой не что иное, как идеальную модель будущего имиджа. Планируемый образ себя для других должен быть, с одной стороны, результатом минимизации противоречий, во-первых, между элементами Я-концепции (реальным и идеальным Я, во-вторых, между Я-концепцией, с одной стороны, и образом себя у других, с другой стороны. С другой стороны, этот образ должен соответствовать Я-концепции субъекта-прообраза, быть максимально насыщенным индивидуализирующими характеристиками.

Содержанием следующей стадии алгоритма продуктивного имиджа является выбор имиджеобразующих символов, максимально адекватно выражающих идеальный образ себя для других, сформированный на предыдущем шаге. Оптимальный выбор имиджеобразующих символов предполагает не только высокий уровень включенности субъекта в культуру социума, что обеспечивает свободное владение семантикой культурных символов и их адекватное использование для выражения имиджевых смыслов, но также высокий творческий потенциал.

С началом реального имиджевого взаимодействия включается четвертая стадия алгоритма продуктивного имиджа. Если первую (рефлексивную) стадию можно охарактеризовать как предварительную, подготовительную, то вторая и третья стадии вместе составляют фазу создания имиджа как образа себя для других, то с четвертой стадии алгоритма наступает фаза собственно формирования имиджа.

Главное содержание четвертой стадии алгоритма формирования продуктивного имиджа составляет деятельность субъекта-прообраза по корректировке своего имиджа путем разрешения противоречий, проявляющихся вследствие предъявления созданного субъектом идеального образа себя для других воспринимающим субъектам, и обнаруживаемых и осознаваемых субъектом [2, с. 82].

Таким образом, продуктивная имиджеобразующая деятельность не ограничивается процессами социальной перцепции и коммуникации, а предполагает активную и целенаправленную работу субъекта имиджа по преобразованию своей Я-концепции и развитию личностных качеств.

Профессиональная деятельность по созданию имиджа выступает компонентом любой профессиональной деятельности, связанной с интерсубъектным взаимодействием (в профессиях типа «человек — человек», «человек — коллектив», «человек - большие социальные группы», способствуя повышению продуктивности основной профессиональной деятельности субъекта и улучшению ее акмеологических характеристик [3, с. 67].

Под профессиональной деятельностью по созданию имиджа нами понимается такая имиджеобразующую деятельность, которая стремится к своему оптимальному уровню, что позволяет ее субъекту достичь своего верха в качестве индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности. Степень овладения профессиональной деятельностью по созданию имиджа обусловливает степень профессионализации субъекта в сфере основной профессиональной деятельности. С другой стороны, профессиональная деятельность по созданию имиджа может выступать как разновидность самостоятельной профессиональной деятельности.

Обычно под психологическими условиями продуктивной профессиональной деятельности понимают значимые обстоятельства достижения профессионализма, а под психологическими факторами – основные причины и движущие силы развития профессионализма.

Под условиями продуктивного имиджа (или же продуктивной деятельности по созданию имиджа) мы будем понимать характеристики внешней среды этой деятельности, самой этой деятельности, а также субъекта этой деятельности, не связанные непосредственно с самодетерминируюшей активностью субъекта по осуществлению этой деятельности. Под факторами же продуктивного имиджа мы будем понимать характеристики субъекта этой деятельности, проявляющиеся в процессе его самодетерминирующей активности, проявляемой в ходе осуществления данной деятельности [1, с. 55].

В качестве субъективных психологических условий профессиональной деятельности в научной литературе обычно выделяют задатки, общие и специальные способности, воспитание, профессиональное образование, обозначая их как предстартовые условия профессиональной деятельности.

К объективным условиям профессиональной деятельности относят общественно-исторический запрос на данный вид деятельности, престижность мастерства данного вида, взаимосвязь мастерства и уровня жизни представителей данной профессии, наличие системы моральных и материальных стимулов для повышения уровня профессионализма.

В целом работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели, отражающей разнообразные требования к ряду необходимых операций [2, с. 41] :

1. Определение требований аудитории. Каждая задача требует опоры на тот, или иной сегмент аудитории, каждая из которых обладает своими представлениями на все происходящее. Именно этот момент является первой точкой отсчета.

2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не менее важно знание негатива, поскольку именно туда может быть направлен основной удар.

3. Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный срез процесса, поскольку практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.

4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы. Поскольку визуальные и событийные сообщения более достоверно оцениваются аудиторией, то отдельный весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в вещный вариант выражения.

Имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелировать с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы или независимы от остальных. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезной трансформации всего образа.

Литература

1. Калюжный А. А. Педагогическая имиджелогия : Учебное пособие для студентов вузов. – Алматы: Гылым, 2004. – 200 с.

2. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа : стратегия, психотехники, психотехнологии. – М. : Омега-Л, 2007.

3. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа : учебное пособие / Е. Б. Перелыгина. – М. : Аспект Пресс, 2002.

Публикации по теме:

«Алгоритм построения предметно-пространственной среды и технологическая карта». ППС – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих.

Модель развития педагога по повышению уровня компетентности в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Не.

Доклад «Социальное партнерство как фактор повышения имиджа Мдоау»Доклад «Социальное партнерство как фактор повышения имиджа Мдоау» Уважаемые коллеги! 5 апреля 2016 года на базе нашего МДОАУ прошел единый методический день. Темой работы было- «Факторы повышения эффективности.

ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

Формирование имиджа воспитателя детского сада «Формирование имиджа воспитателя детского сада» ГБОУ Гимназия №1591 СП ДО №1693 Воспитателя: Новиковой Елены Геральдовны Проблема изучения.

Фотоотчет. Социальное партнерство как фактор повышения имиджа МдоауФотоотчет. Социальное партнерство как фактор повышения имиджа Мдоау Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вашим информацией о социальном партнерстве, которое вы практикуем в своей работе. Наш детский сад функционирует.

Игра как модель мира.Игра как модель мира. Здравствуйте уважаемые коллеги 2015 в нашем саду быль объявлен конкурс "Игра как модель мира ". В рамках нашего конкурса каждая группа должна.

Методические рекомендации по построению недельного проекта Методические рекомендации построения недельного проекта в старшем дошкольном возрасте на примере исследовательского проекта: «Что значит.

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до Комментарии к презентации «Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО».

Значение построения развивающей предметно-пространственной среды для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение построения развивающей предметно-пространственной среды для развития детей младшего дошкольного возраста Правильно организованная предметно – пространственная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать положительную.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Модель построения имиджа педагога в условиях полиэтнического региона
Опубликовано: 13 апреля 2016 в 11:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель построения имиджа педагога в условиях полиэтнического региона» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Кравченко (УИ 387178) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД