Людмила Фомина
Модель конструирования во второй младшей группе «Кубик»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации города Прокопьевска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68 «Солнышко»
(МБДОУ «Детский сад № 68»)
653000, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Менжинского, 12
Тел. /факс (3846) 61-34 -90 Е-mail : mdou68-11@yandex.ru
Автор воспитатель высшей категории Фомина Л. И.
Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.
Публикация «Модель конструирования во второй младшей группе „Кубик“» размещена в разделах
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»
С таких слов каждый день начинаются занятия в группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу улыбки, хорошее настроение.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
А что может духовно обогатить среду?
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.
И звучат из поколение в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.
Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.
Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу надо проводить как на занятии, так и в свободное время.
В разные режимные моменты использовать фольклорные произведения. Во время умывания - потешку «Водичка-водичка.»;
Во время причесывания - «Расти коса до пояса.»;
Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки.»
Петь своим малышам колыбельные песни, которые они не только слушают но запоминают, и сами могли петь своим куклам «дочкам»
Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Пословицы и поговорки использовать в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбадриваем робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
Широко использовать загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитывать их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода. Например, во время наблюдения за рыбками предложить следующую загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой
С камнями и песком на дне
И рыбкой золотой
Малышам предлагаються загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается)
Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Большую радость приносят детям игрушки. Куклы в национальных русских костюмах
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, надо научить детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», научить детей плести венки; научить водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.
Познакомить детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька.
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.