Скоробогаткина Марина Станиславовна
Многофункциональное методическое пособие для детей с ОВЗ раннего возраста «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ раннего возраста.
Коррекционно - образовательные задачи:
Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Развитие зрительного, слухового восприятия.
Развитие тактильной чувствительности рук.
Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Публикация «Многофункциональное методическое пособие для детей с ОВЗ раннего возраста „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2020
Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
Совершенствование двигательной памяти.
Развитие речемыслительной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОСОБИЯ
Тонкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Развитие моторики имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве. У детей с ОВЗ трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Для того чтобы развитие анализаторов развивалось по возможности соответственно возрасту, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной четкости и координированности движений пальцев и кистей рук. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи. Учеными доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Тренинги мелкой моторики координируют органы речи, способствуют расширению словарного диапазона детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, сопровождающие пальчиковые действия помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, снижают психическое напряжение. Очень важно, что пальчиковые игры сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма являются чем-то магическим и успокаивающим. Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребенок снимает напряжение с языка и губ. Таким образом, пальцы рук помогают учиться говорить, особенно детям, испытывающим трудности при освоении речи. Пальчиковые игры не только развивают пальцы и речь, но и одновременно формируют многие личностные качества.
Описание: Пособие представляет собой трубу, обтянутую тканью в виде конфеты. В края ткани вшиты бусины разного размера. На «конфетке» последовательно расположены: шнурки с пришитыми или нанизанными на них деталями: кольца от пирамидки, цветок из фетра, бусинка, бабочка; дорожка на липучке и мягкая игрушка в виде мышонка на липучке; прищепка с приклееной мордочкой кошки; резинки для волос; цилиндры с наклеенными на них кругами четырех основных цветов (красные, желтые, зеленые, синие).
Игровые действия:
«Бусы»
Справа и слева в края ткани вшины бусины разного размера. Ребенок одновременно обеими руками может перебирать их.
Цель: развивать интеллект, речевые навыки, память, внимание, восприятие, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
Покатаю я руках бусинки – горошки
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки.
«Пирамидка»
Ребенок собирает пирамидку с кольцами, уменьшающимися или увеличивающимися по размеру: знакомится в величиной предметов. Попросите ребенка найти самое большое колечко, самое маленькое колечко. Макушечку от пирамидки, закрепленную на конце шнурка ребенок продевает в отверстия резиночек, это можно делать как правой рукой (если ребенок – правша, так и левой рукой (если ребенок – левша).
Цель: развивать интеллект, речевые навыки, память, внимание, восприятие, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами, упражнять в сравнении по величине (большое колечко, маленькое колечко)
В пирамидку я играю,
Ловко пальчики переставляю.
«Кошка ловит мышку»
Ребенок отцепляет игрушку мышки и прячет в «норку».
Цель: развивать интеллект, речевые навыки, память, внимание, восприятие, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
Вот кулак, а вот ладошка
На ладошку села кошка,
Села мышек посчитать:
Раз, два, три, четыре, пять
Мышки очень испугались,
В норки быстро разбежались!
«Котенок – глупыш»
Прищепкой ребенок прижимает фаланги пальцев от указательного до мизинца и обратно.
Цель: развивать интеллект, речевые навыки, память, внимание, восприятие, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами, массаж пальцев рук с помощью прищепки.
Кусается болько котенок – глупыш.
Он думает это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
«Подбери по цвету»
Ребенок, вращая кольца, подбирает по цвету и совмещает круги одинакового цвета.
Цель: развивать интеллект, речевые навыки, память, внимание, восприятие, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами, упражнять в умении различать и называть основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.
Красный цвет – он очень яркий:
Помидор и перец сладкий.
Желтый – тоже яркий цвет
Словно солнце, первоцвет.
Синий – это неба цвет
Дарит утром нам рассвет.
Цвет зеленый у листочка,
Лягушка прыгает по кочкам.
«Бабочка летит на цветок»
Ребенок, взяв в руку бабочку, наматывает шнурок на трубку, пока бабочка не коснется цветка.
Цель: развивать интеллект, речевые навыки, память, внимание, восприятие, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
Расцвели в саду цветы
Небывалой красоты
К солнцу тянется цветочек –
Пять волшебных лепесточков.
Появилась перед нами бабочка – красавица.
Будем с бабочкой играть – на цветок её сажать.