Светлана Загорская
Многофункциональное игровое пособие для детей с ОВЗ (ЗПР) «Увлекательный многоцветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)
Согласно ФГОС ДО принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.
Публикация «Многофункциональное игровое пособие для детей с ОВЗ (ЗПР) „Увлекательный многоцветик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного развития личности ребенка.
В организации дидактической игры с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо создать такие ситуации, которые обеспечивают развитие наиболее слабо развитых качеств важных для конкретного ребёнка или группы детей. Только тогда в работе с ребенком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям.
У детей нашей группы, на основе диагностических данных, прослеживается неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, что приводит к недоразвитию речи и мышления, а также присутствие расстройств в эмоционально-волевой сфере. Дети не могут целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность. Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.
Для решения данной проблемы, мы создали многофункциональное дидактическое пособие «Увлекательный многоцветик» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР, которое могут использовать в своей практике и педагоги с нормой развития детей.
Цель пособия : активизация познавательных процессов и речи у детей с ОВЗ (ЗПР).
Задачи:
• Развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия;
• Формировать пространственно-временные отношения;
• Учить строить причинно-следственные речевые конструкции;
• Формировать у детей умения действовать согласно предложенного алгоритма;
• Развивать умение определять закономерность;
• Развивать мелкую моторику рук.
Реализация данных задач решается с учетом от простого к более сложному.
Описание дидактического пособия :
Конструкция пособия состоит из игрового поля, оформленного в виде круга, разделенного на несколько частей – секторов. В качестве ингредиентов использован флис и тонкий фетр разного цвета, пуговицы и разнообразный дидактический материал в виде картинок и геометрических фигурок.
Данное пособие можно использовать во время совместной деятельности взрослого и детей, во время режимных моментов; непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Сущность дидактического пособия заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности.
Дидактическое пособие является той интегративной деятельностью, с помощью которой может обеспечиваться синтез образовательных областей.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Дидактическое упражнение «Угадай настроение». (приложение 1)
Образовательная область «Познавательное развитие».
Дидактическое упражнение «Считай-ка».
Дидактическое упражнение «Забавные узоры». (приложение 2)
Образовательная область «Речевое развитие».
Дидактическое упражнение «Времена года». (приложение 3)
Основные преимущества многофункционального игрового пособия «Увлекательный многоцветик» :
1. Игровое пособие повышает интерес к познавательной деятельности;
2. Приятная текстура ткани и материалов создает дополнительный акцент для развития мелкой моторики рук;
3. При знакомстве с дидактическими наборами карточек у ребенка развиваются следующие познавательные процессы:
- Мышление – ребенок учится анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Речь - активизируется пассивный и обогащается активный словарь ребенка.
- Память – ребенок вспоминает события из своего жизненного опыта, рассказы взрослых.
4. Совместная игра развивает коммуникативные навыки;
5. Игровое пособие раскрывает творческий потенциал ребенка;
6. Формирует социальную позицию детей с ОВЗ (ЗПР).
Таким образом, используя многофункциональное игровое пособие «Увлекательный многоцветик», можно отметить положительную динамику в познавательной и речевой активности детей с ОВЗ (ЗПР).
Перспектива:
- Продолжать использовать дидактическое игровое пособие «Увлекательный многоцветик» во время совместной деятельности взрослого и детей, во время режимных моментов; непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей для социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
- На основе игрового пособия «Увлекательный многоцветик» разработать дидактические игры и упражнения, связанные с физическим и художественно-эстетическим развитием детей с ОВЗ (ЗПР).
Приложение 1
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Дидактическое упражнение «Угадай настроение»
Задачи:
- познакомить детей с различными эмоциями;
- обогатить эмоциональную лексику;
- развить эмоциональную мимику и пантомимику;
- научить ребенка дифференцировать свои эмоции и распознавать эмоции других людей.
Материал:
Семь секторов разного цвета, набор карточек «Наши эмоции».
Игровые действия :
Педагог предлагает детям набор карточек «Наши эмоции». Дети по очереди берут одну карточку и, не показывая другим, с помощью мимики и жестов изображают чувство, показанное на карточке. Затем дети делятся своими впечатлениями о том, что чувствовали в процессе игры, что им понравилось, а что нет.
Приложение 2
Образовательная область «Познавательное развитие»
Дидактическое упражнение «Считай-ка»
Задачи:
- закреплять знания графического изображения числа;
- упражнять в умении обозначать количество предметов цифрой;
- учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
Материал:
Десять секторов разного яркого цвета с пуговицами разного размера и цвета, геометрические фигурки, карточки с цифрами.
Задания:
1. Посчитай сколько всего лепестков многоцветика.
2. Посчитай пуговицы на лепестках многоцветика.
3. Сравни, где больше или меньше.
4. Найди соседей числа.
5. Построй ряд чисел в прямом или обратном порядке.
6. Сравни на ощупь пуговицы – (большие, маленькие, плоские, выпуклые и т. д.).
Дидактическое упражнение «Забавные узоры»
Задачи:
- развивать логическое внимание, творческие способности, моторику рук;
- учить создавать зеркальную проекцию, создавать композицию.
Материал:
Сектора разного цвета, геометрические фигурки разного цвета и размера.
Задания:
- Составь узор на лепестке многоцветика согласно представленной схемы;
- Сделай такой же лепесток многоцветика;
- Найди отличия;
- Найди одинаковые лепестки многоцветика;
- Продолжи последовательность.
- Составь различные забавные фигурки.
Приложение 3
Образовательная область «Речевое развитие».
Дидактическое упражнение «Времена года»
Задачи:
- уточнять и расширять представления детей с ОВЗ о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях,
характерных для него.
- способствовать развитию умения у детей с ОВЗ составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию.
- развивать у детей с ОВЗ речевую активность, зрительную память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Материал:
Четыре сектора (синего, зеленого, красного, желтого цветов, карточки с признаками времен года.
Игровые действия :
Круг разделен на четыре сектора. Сектор синего цвета (зима, зеленый (весна, красный (лето, желтый (осень). Дети должны подобрать карточки к данному времени года и рассказать о признаках данного времени года.
Результаты диагностики.
По результатам итогового этапа диагностики социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ (ЗПР, посредством игрового пособия, получены следующие результаты. По сравнению с начальным этапом диагностики, количество детей с ОВЗ (ЗПР) со средним уровнем увеличилось на 20%. Дети научились изображать с помощью жестов и мимики различные эмоции и распознавать эмоции других людей, обогатили эмоциональную лексику.
Итоговый этап диагностики познавательного развития детей с ОВЗ (ЗПР) показал положительные результаты. По сравнению с начальным этапом диагностики количество детей с ОВЗ (ЗПР) со средним уровнем увеличилось на 15%. Дети с ОВЗ (ЗПР) с помощью игрового пособия закрепили знания графического изображения числа; научились обозначать количество предметов цифрой, а также анализировать, сравнивать и делать выводы.
По результатам итогового этапа диагностики речевого развития детей с ОВЗ (ЗПР) получены следующие результаты. Количество детей с ОВЗ (ЗПР) со средним уровнем увеличилось на 15%. Дети расширили представления о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях. Игровое пособие способствовало развитию умения у детей составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию.
Вывод:
Наблюдается положительная динамика социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) посредством многофункционального игрового пособия «Увлекательный многоцветик».