Юлия Рюмина
Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи детей «Волшебный сундучок о жизни животных и природных явлениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данное дидактическое пособие позволяет педагогу творчески организовывать образовательную деятельность придумывая различные дидактические игры. Дидактическое пособие позволяет дошкольникам применять полученные знания на практике и лучше узнать что-то новое, пополнять словарный запас. Прежде всего, дидактическое пособие осуществляет для детей развитие речи по средствам общения с педагогом и сверстниками, а также развивает познавательное развитие. Пособие способствует развитию познавательной активности, расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи детей „Волшебный сундучок о жизни животных и природных явлениях“» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Погода и природные явления
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от 1, 6 до 3 лет в образовательной деятельности по: формированию элементарных
- математических представлений: (один – много, листочки, снежинки, травка, облака, солнце);
- развития речи : (название животных, подражание как они кричат, помочь детям в освоении разговорной речи, понимать обращённую речь с опорой на наглядность, вступать в контакт во время игры с окружающими, выражать свои мысли, чувства используя речевые средства;
- ознакомления с художественной литературой;
- организации свободной игровой деятельности;
- экспериментирование с материалами и веществами, познавать мир природы вокруг нас;
- развивать слуховое внимание, восприятие на слух голоса животных, развивать речевой слух (различие на слух звукоподражаний).
Дидактическое пособие представляет собой коврограф со съемными изображениями деревьев в разные времена года и набор съемных дополнительных элементов характерных каждому времени года в отдельности, с домашними и дикими животными их детенышами, картинки с изображением домов.
Пособие имеет несколько вариантов игр.
Дополнительные элементы по категориям времени года хранятся в контейнерах. Основу можно использовать как элемент развивающей среды в группе. В пособие можно играть отдельно с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Использовать в процессе индивидуальной работе с детьми или подгрупповой.
Пособие повышает интерес детей к выполнению заданий, что улучшает и ускоряет усвоение материала, способствует развитию речи, эмоциональной отзывчивости, доверие друг к другу, установлению положительных контактов между детьми, способствует ускорению развитию речи.
Данное пособие «Волшебный сундучок о жизни животных и природных явлениях» имеет развивающее и воспитательное значение.
Практическая значимость пособия состоит в том, что его содержание:
- привлекает внимание ребёнка и дает целостное понятие о временах года и жизни домашних и диких животных;
- способствует развитию познавательного интереса к природным явлениям;
- речевое развитие детей, обогащает речь словами-признаками, явлениями;
-повышает интерес к творчеству, к познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательное значение пособия в том, что данное пособие формирует внимание детей, способствует к совместной игре со сверстниками и взрослыми, развивает интерес к играм и игровым действиям.
Цель пособия формирование познавательного интереса к окружающему миру, обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи детей.
Задачи данного пособия :
- расширение кругозора, знаний о каждом времени года;
- воспитывать у детей дошкольного возраста, правильное и бережное отношение к красоте природы через организацию совместной деятельности детей;
- формировать представления о временах года, о сезонных изменениях, о животных их детенышей и их жизни;
- закреплять знания об основных признаках времен года;
- развивать память, внимание, речь;
- мелкую моторику рук;
- закреплять представление детей о домашних и диких животных и их детенышей.
Материалы пособия – коврограф с изображением деревьев, символизирующих каждое время года, с характерными особенностями, фигурные дополнительные элементы того или иного времени года, изображение домов, дикие и домашние животные их детеныши, изображение с жилищем животных, которые могут открепляться и прикрепляться к коврографу в зависимости от поставленной задачи.
Ожидаемые результаты:
- дети имеют представление о диких и домашних животных их жизни;
- узнают о жизни животных в разных погодных условиях;
- имеют представление о характерных, наиболее ярких признаках времен года;
- узнают об изменениях в природе по сезонам;
- у детей сформируется бережное отношение к природе;
- обогащается словарный запас, умение вступать в диалог с окружающими, развивается слуховое внимание, восприятие на слух голосов животных;
- формируется умение задавать вопрос, сообщать об эмоционально значимых фактах интересующих их.
Варианты дидактических игры с детьми используя коврограф
Вариант дидактической игры № 1.
«Мама и детеныш»
Цель: Упражнять детей менять силу голоса : говорить то тихо то громко подражая маме и детенышу. Воспитание умения менять силу голоса.
Описание игры.
Воспитатель расставляет контейнеры с животными и их детенышами, показывает их детям и предлагает им взять по одной картинки с изображением детеныша и имитировать тихим голосом его крик, потом взять из другого контейнера маму этого детеныша и громким голосом имитировать её крик.
Педагог предлагает детям поместить животных на коврограф к месту их обитания.
Вариант дидактической игры № 2.
«Куда кто спрятался?»
Цель: Развивать умение определять не соответствующее сезону явления, мелкую моторику пальцев рук, активизировать внимание и память, обогащать словарный запас.
Описание игры.
Перед детьми коврограф со всеми дополнительными элементами. Воспитатель просит посмотреть и запомнить расположение дополнительных элементов на коврографе. Далее детей просят закрыть глаза и воспитатель перемещает некоторые дополнительные элементы местами. После чего дети должны вернуть дополнительные элементы на свои места, проговаривая их название и назначение.
Вариант дидактической игры № 3.
«Что изменилось?»
Цель: обогащать пассивный словарь детей, упражнять узнавать животных, развивать память и внимание у детей, закреплять знания о сезонных явлений в природе и жизни животных.
Описание игры.
Детям предоставляется для игры поле коврографа с определенным временем года и комплект домашних животных. Дети внимательно рассматривают поле и запоминают, что на нем находится. Проговаривают название животных и как они кричат. Затем педагог просит детей закрыть глаза и убирает несколько шаблонов, меняя домашних животных на диких. Задача детей назвать недостающие дополнительные элементы (животных) и рассказать на каких животных заменили.
Вариант дидактической игры № 4.
«Когда это бывает»
Цель: Развивать правильное речевое дыхание. Развивать речевой слух (различение на слух звукоподражаний). Упражнять детей в определении времен года, запоминании их последовательности характерных природных явлений для каждого из них, закреплять правильное произношение звуков.
Описание игры.
Воспитатель показывает детям коврограф без дополнительных элементов которые смешаны лежат на столе. Детям предлагается прикрепить дополнительные элементы соответствующими для каждого времени года (снежинки – для зимы; цветы – для весны; яблоки – для лета; листочки для осени) проговаривая их название.
Вариант дидактической игры № 5.
«Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. Развивать артикуляционный аппарат детей.
Описание игры.
Воспитатель показывает картинки с животными и спрашивает : кто это, просит произнести, как оно кричит. Потом по очереди просит детей взять по одному животному прикрепить на коврографи произнести название этого животного и как оно кричит.
Вариант дидактической игры № 6.
«Кто в домике живет»
Цель: Развивать речевое внимание детей. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Описание игры.
Воспитатель показывает на коврографе картинку с изображением собаки. Кто это? Собака лает громко: «ав- ав». А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель показывает картину с изображением курицы. Кто это? Курица квохчет громко: «ко-ко-ко». А это кто? (ответы детей). Цыпленок пищит тихонечко. Пошли зверюшки домой. Воспитатель крепит на коврограф картинки с изображением домики животных и предлагает детям проводить животных к их домикам и назвать название их жилища (конура, будка, курятник). Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетание по нескольку раз.
Вариант дидактической игры № 7.
«Кто как кричит?»
Цель: Развивать речевое внимание детей. Развивать артикуляционный аппарат детей.
Описание игры.
У мамы птицы был маленький птенец (воспитатель выставляет на коврограф картинки с изображением птиц). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
Вариант дидактической игры № 8.
«Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Описание игры.
У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок). Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Такая же работа проводится со всеми детьми.
Вариант дидактической игры № 9.
«Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Описание игры.
Воспитатель: Это коза (показ картинки на коврографе). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки на коврографе). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т. д. Картинки выставляются на коврографе.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на коврограф.