Екатерина Спирина
Конспект занятия психолога «Многообразие эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: мир эмоций
Цель: Знакомство с эмоциями, осмысление своих чувств и чувств других людей.
Задачи:
• научить ребенка исследовать свои эмоции
• развить способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
• развивать эмпатию
Материалы: Карточки названий эмоций, заготовки «незаконченные предложения» на каждого ребенка.
Формы работы: коллективная, фронтальная, групповая
Ожидаемые результаты:
• Знание основных эмоций,
• Умение понимать собственное эмоциональное состояние
Публикация «Конспект занятия психолога „Многообразие эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
• Развитие навыков понимания других людей
План занятия:
1. Вводный этап
2. Организацилонно-мотивирующий этап
3. Основная часть
4. Заключительный этап.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Требование к помещению: просторное помещение
Ход занятия
1. Вводный этап. Продолжительность — 5-7 минут.
1.1. Приветствие. Участники встают здороваются с учителем. Психолог приветствует собравшихся, Тема записана на доске, психолог спрашивает как думают дети, чем мы будем сегодня заниматься, записывает задачи занятия.
2. Организацилонно-мотивирующий этап
Почему важно знать эмоции, как эти знания могут пригодиться в жизни выслушивает учеников,
3. Основная часть
Упражнение "Угадай эмоцию". Продолжительность — 2-3 минуты.
На столе текстом вниз выкладываются названия эмоций. Желающие дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по изображению узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция. Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
Вопросы при обсуждении:
Трудно ли было тебе понять другого участника?;
По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?;
Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?;
Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?.
Упражнение "Тренируем эмоции" Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека
Дети хмурятся как: осенняя грозная туча, рассерженный человек, злая волшебница.
Дети злятся как: ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, как человек, которого ударили.
Все эти проявления эмоций можно заменить более приятными: улыбнитесь, как: кот на солнце, само солнце, как Буратино, как хитрая лиса, как радостный ребенок, как будто ты увидел чудо.
Упражнение «Закончи предложение» Осознание адекватных способов поведения и отреагирования эмоций
Дети получают листки разного цвета с написанными незаконченными предложениями. Дописав, собирают цветы по цвету лепестков. (приложение 3) Затем дети обсуждают, как они обычно выходят из таких ситуаций.
«Злость – это когда…»
«Я злюсь, когда…»
«Мама злится, когда…»
«Друг (одноклассник) злится, когда…»
Второй вывод: нет плохих или хороших чувств, как нет и плохих или хороших людей. Есть плохие или хорошие поступки! (Иллюстрация утверждения)
Сказка о гневе (чтение вслух)
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозд и.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Обсуждение сказки. Беседа по пониманию детьми сути сказки.
-Что же делать, чтобы не наносить такие шрамы?
- Как вы думаете, как можно справиться со злостью? Что нужно сделать?»
Совместное обсуждение предложенных детьми способов снятия эмоционального напряжения.
Третий вывод: Бояться негативных эмоций не нужно, надо научиться ими управлять. Надо развивать в себе способность справляться с негативными эмоциями и стрессом, не нанося вреда ни себе, ни другим. (Иллюстрация утверждения на доске)
4. Заключительная часть. Подведение итогов. Организация обратной связи. Прощание. Продолжительность — 5-7 минут.
ДЗ «Словарь эмоций»
Детям предлагается продолжить домашнюю работу со словарем эмоций. Предложите ребенку внести в него новые слова-эмоции, нарисовать или сфотографировать себя, или вырезать из журналов лица других людей, выражающие эти эмоции, и, по-желанию, описать, когда, в каких ситуациях он испытывает эти чувства, как выглядят другие люди, испытывающие эти чувства.
Список литературы
Громова Т. В. Страна эмоций. — М., 2002.
Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М. : Генезис, 2010. - изд. - 208 с., илл.
Хухулаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. - М. : Генезис, 2009. – 344 с.
Школьный психолог. Методическая газета для педагогов-психологов. №11(489) 1-15 июня 2011.