Жанна Машина
Мир природы в рисунках детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебница Природа дарит художнику и всем нам улыбку, посылая на землю тёплые солнечные лучи».
Предложите детям представить себя художниками и нарисовать то, что им хочется в данный момент. Это задание позволит педагогу определить уровень творческого развития детей, их графические умения и тематические предпочтения. Если дети впервые пришли в изостудию, где будут проходить занятия по изобразительному искусству, расскажите им о профессии художника, покажите материалы, которыми работают художники, и в дальнейшем будут работать дети. Можно показать репродукции и оригиналы работ самодеятельных или профессиональных художников, творческих работ педагогов (пленэрных зарисовок, эскизов, рисунков с натуры и по представлению, декоративных композиций). Рассмотрите с детьми пейзажи, на которых изображено солнце, задайте вопросы, на которые они должны ответить в своём рисунке. Рассмотрите изображение солнца в книжной графике. Например, на иллюстрациях В. Васнецова солнце декоративно, красочно, его лучи изображены точками, волнами, кругами и завитками. Многие художники рисуют солнцу глаза, нос, улыбающийся или грустный рот, а лучи выглядят как косы или растрёпанные волосы.
Публикация «Мир природы в рисунках детей» размещена в разделах
Покажите и проанализируйте пейзажи с ярко выраженным настроением или состоянием неба (тревожное, весёлое, утреннее, пасмурное, сумеречное, на закате). Волшебница Природа окрашивает видимый нами мир в разные краски: то весёлые и светлые, то грустные и тёмные. Художник учится у природы и с помощью цвета передаёт в картинах её настроение и состояние.
Рассмотрите с детьми репродукции картин и фотографии с изображением природы в разное время года : ранней, золотой и поздней осени, зимы, весны, лета. Обратите внимание на то, как меняется цвет травы, листвы. Во время прогулки рассмотрите с детьми разные виды лиственных деревьев. Обратите внимание на строение дерева (ствол, ветки, сучки, корни, на разнообразие форм стволов (изогнутый, наклоненный к земле, с дуплом). Сравните образ дерева с человеком: крона дерева-голова, ствол-туловище, ветки-руки, корни-ноги. Поиграйте в игру «Я-дерево» (дети пластикой своего тела изображают образ того или иного дерева).
Вместе с детьми полюбуйтесь цветами, разными по форме и окраске. Рассматривая живые цветы или их изображения, обратите внимание на головки цветка, на то, что все лепестки соединяются в центре. Придумайте образные характеристики цветов, исходя из их строения и формы (одуванчик похож на солнышко, ромашка на глаз с ресничками, а колокольчик на звонкий колокольчик). Можно сочинить сказку про цветы, поиграть в подвижную игру «Полянка цветов», «Я-цветок», игры-пантомимы. Организуйте прогулку в лес, обратите внимание на разнообразие цветов и оттенков. Вместе с детьми полюбуйтесь полевыми, лесными и декоративными цветами. Интересно пройдёт занятие, если дети внимательно рассмотрят комнатные растения, найдут среди них цветущие.
Используя сказочно-игровую форму общения детей с Волшебницей Природой или Художником (куклами, на примере репродукций картин природы обратите внимание на изменение одного и того же пейзажа зимой, весной, летом, осенью. Соотнесите их колористический образ с цветами того или иного времени года, на цветовую гамму пейзажа. Все занятия можно провести как сказочное путешествие Художника в царство Волшебницы Природы. Ввести детей в мир сказки поможет присказка: «В некотором царстве жил да был Художник. Больше всего на свете он любил рисовать и путешествовать по сказочной стране. Царицей в этом сказочном государстве была прекрасная Волшебница Природа…».
Учить детей видеть красоту цветов, создавать оригинальные образы в рисунках, развивать воображение, воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру природы – вот самое главное в работе педагога.