Мария Сергеева
Минуты вхождения в день
▼ Скачать + Заказать документы
Если вы сумеете научить ребёнка в младенческие, отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств.
В. А. Сухомлинский.
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед педагогами, является развитие культуры чувств у детей. Чтобы настроить ребёнка на доброжелательность, спокойствие, веру в себя и любовь ко всему окружающему, утром можно проводить короткие беседы - минуты вхождения в день. Воспитатель делится с детьми собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями. Главное условие таких встреч -добровольное участие каждого ребёнка.
Публикация «Минуты вхождения в день» размещена в разделах
Для создания соответствующего настроения можно использовать музыку, живопись, художественное слово.
Минуты вхождения в день
Выбор темы для начала дня обусловлен общим настроением группы, погодой, наличием наглядного материала и т. д. Выбор безграничен. Предлагаемые варианты могут быть расширены и дополнены педагогами.
***
Звучит аудиозапись лирической музыки.
Воспитатель. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Коле. (Перечисляет всех детей, напоминая о добрых делах, которые они сделали накануне.)
А что вы можете пожелать мне? (Ответы детей.)
Глубоко вдохните, выдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть воздуха, восхититесь красотой белого снега, ощутите тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. Бережно относитесь друг к другу.
***
Звучит аудиозапись первого куплета песни В. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Воспитатель. Что такое комплимент? Для чего нужны комплименты? В каких случаях их говорят? Приходилось ли вам говорить комплименты? Кому? (Ответы детей.)
Милые дети, я хочу сказать вам комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грусти, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!
А теперь скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого из вас поселилось лучистое солнышко и согрело вас своим теплом.
Звучит аудиозапись лирической музыки. Дети выполняют задание.
***
Воспитатель. Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они сильные и крепкие, у девочек нежные и ласковые. Мы любим свои руки - ведь они могут всё : и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол.
Обращается поочерёдно к каждому ребёнку, побуждая сказать что-нибудь хорошее о своих руках.
Какие добрые и умные у вас руки!
Звучит аудиозапись лирической музыки.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами. Ощутите тепло рук ваших
друзей, и пусть они будут вам добрыми помощниками.
***
Воспитатель (показывает картинку с изображением сердца). Приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Да, это бьются ваши сердца.
Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А вы слышали такие выражения: «сердце ноет», «сердце-советчик», «сердце радуется»? (Ответы детей.)
Когда вы спокойны, сердце бьётся ровно, когда сердитесь - учащённо. Это сердце вас предупреждает: «Остановись, успокойся, не злись». «Прости», - просит оно.
А у вас добрые сердца? Нарисуйте своё сердце, каким вы его представляете.
Дети выполняют задание.
***
Воспитатель. Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый и
солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, как можно улучшить настроение? Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинекого, ел. М. Пляцковского).
Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
***
Звучит аудиозапись лирической музыки.
Воспитатель. Дети, какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебны-ми? Вслушайтесь в звучание вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.
«Здравствуйте!» - здоровья желаю. «Благодарю!» - благо дарю. «Извините!» - признаю свою вину и прошу простить. «Спасибо!» - спаси Бог.
Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло, все оттенки любви. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они подарили всем хорошее настроение.
***
В руках у каждого ребёнка зеркало.
Воспитатель. Внимательно рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)
Звучит аудиозапись лирической музыки.
Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё : и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто ждё т вашей помощи: засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища, - и помогают вам совершать добрые поступки. Ваши глаза восхитительны и неповторимы. Я люблю ваши глаза! Посмотрите в свои глаза. Полюбуйтесь ими.
В мои глаза вошли
Поля, моря, леса.
Мои зрачки - огонь,
В них солнце задремало.
Посмотрите в глаза друг другу и подарите друзьям добрые взгляды.
***
На столе стоит цветущее комнатное растение.
Воспитатель. Как вы думаете, хорошо ли быть растением? Почему? Послушайте, что хочет вам сказать этот цветок:
«Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, добрые руки. Я рад тому, что живу в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк, ссор, обид, иначе бы я болел, был бы вялым и некрасивым.
Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту. Интересно, как вы понимаете мой цветочный язык, например, когда я хочу пить и умываться?».
Давайте подумаем, о чём сегодня просят нас это растение и его друзья?
Дети рассматривают растения в групповой комнате, поливают их и рыхлят землю.
***
Воспитатель (раздаёт детям открытки с изображением цветов). Рассмотрите цветы, которые изображены на открытках. О чём вспоминаете вы, глядя на цветы? Что вам хочется о них сказать? Чем они похожи на людей? (Ответы детей.)
Яркие и нежные, они таят в себе красоту природы и очень похожи на вас, разных и непохожих друг на друга. Ведь каждый из вас красив по-своему.
Вы так же, как эти цветы, дарите мне при встрече прекрасное настроение и наполняете моё сердце любовью.
***
Воспитатель. Вы любите играть? А в какие игры? С кем? Почему одних детей вы с радостью принимаете в игру, а других сторонитесь, не желая с ними играть? (Ответы детей.)
Игру во дворе начинают опять.
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка.
Хорошее дело - футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей.
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствуют смелость, азарт, быстрота,
Да здравствуют вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится, стыдится!
(Е. Ильина.)
Сегодня вас ждёт много игр с друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.
***
Звучит аудиозапись спокойной музыки.
Воспитатель.
Плакали ночью жёлтые клёны.
Вспомнили клёны, как были зелены.
С жёлтой берёзы тоже капало.
Значит, берёза тоже плакала.
(Э. Мошковская.)
Приходилось ли вам видеть плачущие деревья? Чему, по-вашему, они могут огорчаться? Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать? О чем вы плачете? Что вы делаете, если видите, как кто-то плачет? (Ответы детей.)
Человек с добрым сердцем спешит утешить тех, кого обидели, чтобы им стало легче и радость озарила глаза, наполненные слезами. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы их не туманили слёзы! Бережное отношение друг к другу, тёплые и нежные взгляды помогут вам в хорошем на-строении провести этот день.
***
Воспитатель (показывает детям изображение бабочки).
Бывают в жизни моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю жизнь помнят о том, что случилось с ними в детстве. Поэт Константин Бальмонт навсегда запомнил картину летнего дня и написал об этом стихотворение.
(Звучит аудиозапись лирической музыки.)
Помню я, бабочка билась в окно,
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло и прозрачно оно,
Но отделяет от дали.
В мае то было, мне было пять лет,
В нашей усадьбе старинной.
Узнице воздух вернул я и свет.
Выпустил в сад наш пустынный.
Если когда-то вдруг спросят меня:
«В чём твоё доброе дело?» -
Молвлю я: «Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела!».
А вы совершали когда-нибудь подобные поступки? (Дети вспоминают и рассказывают запомнившиеся им истории.)
В каждом из вас бьётся доброе сердце, неспособное погубить чью-то жизнь: бабочки, паучка, жучка. Ведь ваша чуткая душа не сможет вынести их боли и страданий. Я знаю, и сегодня, как всегда, вы будете добры ко всему живому.
Все, кому вы спасёте жизнь и подарите свободу, скажут вам: «Спасибо!». Произнесите это слово так, чтобы оно прозвучало тепло и ласково.
Это слово становится волшебным только тогда, когда в нём звучат нотки искренней благодарности. Спасибо!
Повернитесь друг к другу и скажите это слово так, словно в нём светится тёплое лучистое солнышко.
Вы настоящие волшебники! Пусть добрые слова звучат сегодня и каждый день и на душе у вас будет тепло и радостно.
***
Воспитатель. Дети, чему вы сегодня удивлялись? (Ответы детей.) А я сегодня удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.
Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте, которая нас окружает.
Дети приветствуют друг друга и говорят добрые пожелания.
***
Воспитатель. Посмотрите на солнце. О чём мечтаете вы, глядя на него? (Ответы детей.) Вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор!
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы -
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами.
Свежими купавами,
Пробуждённою весной
И смолистою сосной.
Солнце светит звонами,
Листьями зелёными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
(К. Бальмонт.)
Протяните руки к солнцу. Его лучи, как нежные руки мамы, согревают нас своим теплом. Хочется смеяться, радуясь новому дню. Солнце растопило обиды и грусть. Оно наполнило наши сердца добротой и любовью.
Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети рисуют солнце.
***
Звучит аудиозапись спокойной музыки.
Воспитатель (показывает детям картину И. И. Шишкина «На Севере диком»).
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна.
И дремлет под снегом сыпучим,
Качаяся, дремлет она.
(М. Лермонтов.)
Какие чувства, радость или грусть, вызывает у вас эта картина? Почему? (Ответы детей.)
Сосна великолепна в своём величии, а мне её почему-то жалко. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
Сосна одинока, некому любоваться и восхищаться её красотой. Так же тяжело бывает человеку, если он один. Вспомните минуты, когда вам было одиноко. Холодно и пусто на душе, если некому улыбнуться, не с кем даже словом перемолвиться.
Пусть же сегодня никто из вас не будет одинок и печален. Вместе с друзьями весело и интересно проведите этот день!