Татьяна Храпкова
Занятие в мини-музее дошкольной образовательной организации на тему «Туризм и путешествия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с различными видами туризма, снаряжением и оборудованием.
Задачи:
-расширять знания детей о русских путешественниках прошлого и современных туристах;
-познакомить с различным туристическим снаряжением и оборудованием;
-расширить словарный запас, закрепить в речи детей новые слова;
-воспитывать интерес к путешествиям, любовь к природе;
-развивать познавательный интерес, любознательность детей.
Публикация «Занятие в мини-музее дошкольной образовательной организации на тему „Туризм и путешествия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Предварительная работа: просмотр видеофильмов из серии «Моя планета», рассматривание фотографий из книги «Самые уникальные заповедники мира» всемирное наследие ЮНЕСКО, просмотр мультфильмов «Ох и Ах идут в поход», Смешарики «Туризм», «Слоненок - Турист», «В гостях у лета», беседа с детьми «Мои путешествия».
Домашнее задание: составить рассказ «Где я побывал».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в музей. Кто из вас знает, что такое музей? (ответы детей)
Воспитатель: Музей это такое место, где собираются, хранятся, демонстрируются и изучаются очень интересные предметы: картины, предметы древности, останки животных и человека, машины и механизмы, книги, посуда, игрушки вообще все, что есть в нашем мире.
Музеи создают люди, они собирают и изучают различные предметы, иногда даже ездят в специальные экспедиции, чтобы разыскать эти уникальные вещи, а потом устраивают выставки. Вот и мы с вами сегодня посмотрим выставку, а чему она будет посвящена-отгадайте.
Берем с собой рюкзак, палатку,
Гитару, котелок, и вот,
Собравшись утром на вокзале
Мы отправляемся в….(поход).
На себе он тяжесть носит,
А устанет- наземь бросит.
По лесам и по полям,
Тащит больше, чем он сам. (турист)
Дети отгадывают загадки
Наша выставка так и будет называться «Туризм и путешествия». Сегодня я буду показывать, и рассказывать о предметах, которые представлены на выставке. Значит, кем я буду?
Дети: экскурсовод.
Воспитатель: Людей всегда интересовало неизведаное, они всегда хотели узнать, а что там за поворотом, за той горой, а где начинается река и где она заканчивается, а кто живет за морем, какие люди. А какая она наша Земля?
Люди путешествовали во все времена. Оставляли свой дом, свое жилище, своих близких и отправлялись в путь.
Все мы помним наших знаменитых русских путешественников:
Афанасия Никитина — русского путешественника, писателя, тверского купца, автора знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря». Стал одним из первых европейцев, достигших Индии в XV веке. Совершил путешествие по Персии, Индии и вновь сформировавшемуся Турецкому государству; составил описание этого путешествия насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.
Семена Дежнева - землепроходца, казачьего атамана. Службу начал в Тобольске рядовым казаком. Был участником первых походов по Крайнему Азиатскому Северу. Позже служил на р. Колыме. В июле 1647 г. предпринял попытку пройти на р. Анадырь морем, но встретил большие льды и вернулся. В 1648 г. предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой. Составил чертеж р. Анадырь и части р. Анюй. Автор интересных описаний путешествий по крайнему Северо-Востоку.
Харитона Лаптева - российского мореплавателя, капитана 1-го ранга, одного из первооткрывателей Арктики, участника Великой Северной экспедиции. В должности начальника ленско-хатангского отряда произвёл первую инструментальную съёмку побережья Северной Азии между Леной и Енисеем. Выявил п-ов Таймыр (самый крупный на тер. России) с озером, рекой и горами Бырранга, обнаружил о-ва Большой и Малый Бегичев. Обнаружил взморье, впоследствии наречённое Берегом Харитона Лаптева, верно нанёс на карту юж. границу Северо-Сибирской низменности и собрал первые сведения о местном населении – тавгийцах (нганасанах). Он подготовил к печати первую лоцию морей Карского и Лаптевых, опубликованную лишь в 1851 г. Позднее участвовал в составлении Генеральной карты Российской империи (1746). Его имя (кроме таймырского побережья) носят три мыса; в честь двоюродных братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых названо море.
Владимира Арсеньева - талантливого писателя, неутомимого путешественника, известного исследователя Дальнего Востока, ученого, педагога, внесшего большой вклад в изучение географии, этнографии и природных ресурсов региона, друга местных жителей, следопыта. Владимир Клавдиевич Арсеньев всю свою жизнь посвятил исследованию Дальнего Востока. Автор книг "Дерсу Узала", «В дебрях Уссурийского края", "Сквозь тайгу", «В горах Сихотэ-Алиня". Именем Арсеньева назван город на Дальнем Востоке и ледник на северном склоне Авачинской сопки. Дом Владимира Арсеньева во Владивостоке сейчас является музеем, открытым для публичного посещения.
Дело первооткрывателей и путешественников прошлого подхватили наши современники.
Федор Конюхов - советский и российский путешественник, писатель, художник, священник. Совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём один раз на вёсельной лодке. Первый россиянин, побывавший на всех Семи вершинах в одиночку на Южном и Северном полюсах. Обладатель национальной премии «Хрустальный компас». Обладатель мировых рекордов Гиннесcа.
20 июня 2010 года стало известно, что Конюхов отправится в новую экспедицию в Эфиопию по просьбе правительства Эфиопии, поставившего перед путешественником задачу проложить удобный маршрут, который в будущем, возможно, будет использоваться туристическими организациями.
Заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму.
Дмитрий Шпаро - известный советский и российский путешественник и писатель, руководитель экспедиции, которая первой в мире достигла Северного полюса на лыжах. Заслуженный мастер спорта СССР.
При непосредственном деятельном участии Дмитрия Шпаро состоялись две успешные экспедиции к Северному полюсу. Впервые в мире команда лыжников достигла вершины планеты полярной ночью (путешествие М. Шпаро и Б. Смолина) и впервые на Северный полюс пришла команда российских юношей и девушек в возрасте 16-18 лет. Молодёжные экспедиции к Северному полюсу стали регулярными и проводятся ежегодно.
А вслед за ними пошли те, кто хотел узнавать новое и совершать свои собственные открытия, испытывать себя. И этих людей теперь мы называем туристами.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда можно отправиться путешествовать? (ответы детей)
Путешествие
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт, (повороты вправо-влево)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили. (шаг на месте или с продвижением)
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки: (полуприседания)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать нужно на носок. (прыжки на двух ногах)
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись (наклоны вправо влево)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились. (потягивания)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс, (круги руками вперед и назад)
Одной, другой – это кроль (рывки руками)
Качаясь на волне,
Мы плывем на спине. (повороты с наклонами вправо-влево)
Вот так руками покрути и,
Как дельфин, плыви. («Мельница»)
Вышли на берег крутой,
Повертели головой,
Влево вправо посмотри, (повороты вправо-влево)
И домой быстрей беги. (бег на месте)
Воспитатель: Есть много интересных, красивых мест куда можно отправиться в туристический поход. Вы правильно сказали – это и речка, и море, и другая страна.
А еще горы, лес и даже пустыня. Передвигаться туристы будут тоже по разному: пешком, на лыжах, велосипеде, на байдарках, катамаранах, автомобилях, лошадях
Поэтому видов туризма существует много, например: пеший, водный, лыжный, горный, конный, велотуризм, автотуризм.
Демонстрируются фотографии
Воспитатель: Что необходимо туристу в его путешествии? Где он будет спать и прятаться от непогоды, что он будет одевать, где и как он будет готовить пищу, из чего будет есть. Где будет хранить свою одежду и продукты?
Ведь не может же человек взять с собой весь свой дом!
Дети высказывают свои соображения, опираясь на свой собственный опыт и полученные знания.
Воспитатель: Первое что необходимо туристу – это рюкзак. В нем переносятся и хранятся все вещи: одежда, продукты, посуда, карта маршрута и много всяких мелочей. Ведь не зря у рюкзака есть столько разных кармашков. Это как полочки у шкафа, каждая вещь на своем месте.
Ну и конечно человеку нужен дом, в походе его заменит палатка. Палатки бывают самых разных конструкций и форм: круглые, в виде тоннеля, в виде шатра, треугольные.
Палатка защищает от дождя, жары, ветра.
Дома мы спим в кроватках, а турист – на специальном мягком, теплом, непромокаемом коврике в спальном мешке, который заменяет ему одеяло.
Еда готовится не на плите, а на костре в большом котелке. Посуда у туристов прочная. Сделана из металла или пластмассы. Вкладывается одна в другую и занимает мало места в рюкзаке.
Дети рассматривают палатку, коврики, спальные мешки, котелки, чайник, чашки, миски. …Залезают в палатку, укладываются в спальник. Изучают туристическое оборудование.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, в котором один мальчик рассказывает как он собирался в поход.
Собираюсь в поход.
Я сегодня занят очень,
Не до игр сегодня мне:
Целый день сосредоточен,
Важным делом озабочен,
Я не сплю уже две ночи –
Все ворочаюсь во сне.
В моём жизненном укладе
Наступил переворот:
Я забыл о шоколаде,
Мармеладе, лимонаде,
Ведь мы завтра с мамой Надей
Отправляемся в поход!
Не простой поход, а водный –
Это круче во сто раз.
– Мама, где мой нож походный?.
…Спальник? Просто превосходный!
Не волнуйся, не холодный,
Упакую сам сейчас.
Говорю меньшому брату:
– Не печалься, не грусти,
Не положено солдату
Слёзы лить. Возьмут когда-то
И тебя в поход ребята,
Ты сначала подрасти.
А пока стоит задача:
Знаешь, как сложить рюкзак?
Чтоб нести его не плача,
Чтоб удобным был, иначе
Взмокнешь, как худая кляча.
Всхлипнул брат: – Не знаю, как?
Вот, смотри: кладешь под спинку
Тёплый коврик, мягкий спальник,
Вещи, что потяжелее –
Ближе к днищу рюкзака,
Кружку, ложку – в серединку,
Здесь же – свитер и купальник,
Брюки, куртку потеплее –
Защитят от ветерка.
Все ли есть? Пройдем по списку:
Вот штормовка, спасжилет…
Ой, совсем забыл про миску! –
Подвергаю себя риску
Есть и кашу, и сосиску
Позже всех, коль миски нет.
Полотенце, щетка, паста,
Мыло, спиннинг, червячки –
Чтобы щука - пасть зубаста,
Остроноса и глазаста,
С телом и хвостом, как ласта,
Попадалась на крючки.
Сапоги, носки простые,
Запасные – шерстяные,
Шапочка, трико, футболка –
Ночь в палатке проводить,
Плащик от дождя, веревки,
Спички в гермоупаковке,
Днем от солнышка – бейсболка
И ботинки – в лес ходить.
Мама, я экипирован
Лучше космонавта!
Глянь: рюкзак мой упакован,
Перетянут-зашнурован,
Праздник славный уготован!
Ох, скорее б – завтра!
Но для каждого вида туризма нужно свое оборудование и снаряжение.
Велотуристам нужен дорожный велосипед с прочными шинами и удобным седлом. Специальные велоботинки с креплениями для педалей, чтобы не соскакивала нога. Голова защищена шлемом, на руках перчатки. Одевает велотурист удобную футболку с карманами на спине. Подумайте, ребята, зачем карманы на спине? Обязательно нужен светоотражающий жилет, фляжка на раме. Куртка от дождя с удлиненной задней частью, чтобы стекала вода. Ну, а на багажник прикрепляется велорюкзак, в котором турист повезет все свои вещи.
Туристу горнику понадобится не просто рюкзак, а специальный - экспедиционный с жесткой спиной. Горные ботинки с прочной рифлёной подошвой, чтобы не скользили по камням. В долгой дороге нужна фляга с водой, удобный костюм, горные палки с резиновым наконечником и перчатки, чтобы не натирать мозоли на руках. На привале понадобится сидушка и накомарник.
Конный туризм - самый увлекательный, ведь путешествуешь ты не один, а верхом на лошади. Чтобы сесть на лошадь нужно седло, но не простое, а рабочее с множеством приспособлений и особой формы. Коню одевается сбруя, к которой прикрепляются поводья, для управления животным. Наезднику понадобятся, специальные брюки со вставками на задней части и внутренней части. Ведь при езде одежда сильно трется о седло и быстро может порваться. На случай падения голову защитит каска. На ноги надеваются ботинки с небольшим каблуком и краги. В путешествии конному туристу понадобится плащ – палатка, которая укроет от дождя не только всадника, но и его лошадь.
Для водного туризма также требуется свое оборудование и снаряжение.
Чтобы сплавится по реке нужно плавсредство: байдарка или катамаран, а может быть рафт или плот. Ну и конечно весла. Спасжилет на случай падения в воду и каска. Туристу воднику необходима одежда, которая сохранит тепло: гидрокостюм, неопреновые перчатки, полусапожки. А чтобы сохранить продукты и вещи сухими – гермы (специальные мешки, не пропускающие воду).
Туристы отправляющиеся в горы зимой (зимний туризм) должны иметь маленькую, легкую одноместную палатку, очень теплый спальник, вместительный экспедиционный рюкзак, для защиты головы от ударов об лед или камни – каску. От яркого света защитят глаза очки с темными стеклами и глухой защитой по бокам. В вечернее время понадобится налобный фонарь. Чтобы не скользить на горных склонах на ботинки одеваются железные «кошки». С собой туристы всегда берут страховочную веревку с карабином, ледоруб и лопатку. Короткие палки с острым наконечником помогают путешественникам взбираться по крутым склонам.
Еду готовят не на костре (в горах трудно найти дрова, а на примусе. Чтобы еда быстро не остывала, нужна термокружка. Посуда должна быть легкой и компактной.
Воспитатель: Как живет турист в походе, чем занимается?
Дети рассматривают фотографии и сами рассказывают, комментируют увиденное, а воспитатель дополняет их рассказы.
А когда поход закончился всем становится немножечко грустно и хочется его продлить в своих воспоминаниях.
Сейчас я вас приглашаю нарисовать свой поход и поделиться своими воспоминаниями.
Дети садятся за столы и рисуют.