Марина Владимировна Нечаева
Мини-музей «Финансовая грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИ-МУЗЕЙ «Финансовая грамотность»
для детей старшего дошкольного возраста
Название мини-музея : «Денежка»
Профиль: познавательный.
Цель:формирование первичных представлений о музеях,всестороннее познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через знакомство с финансовой грамотностью разных времен,развитие социально-коммуникативных,художественно-эстетических навыков.
Задачи:
Публикация «Мини-музей „Финансовая грамотность“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Задачи мини-музея : Интерактивность – основной методологический прием в работе музея. Он не только является хранилищем, но и живым организмом в процессе познания Образовательные: Формировать представление о музее Расширять знания детей об умениях людей ориентироваться во времени в деньгах с древних времен и по сей день Познакомить с разнообразием денег, с их значимостью для человека. Учить детей взаимодействовать с деньгами Развивающие: Развивать познавательные способности и познавательную деятельность Развивать умение сравнивать и анализировать. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения и исследования объектов Обогащать словарный запас детей.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
Название мини-музея «Денежка»
1. Подготовительный этап: Цель: создание условий для реализации проекта. Изучение педагогической литературы. Изучение интернетресурсов. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта. Планирование мероприятий по реализации проекта. Проведение педагогического обследования (игровая деятельность дошкольников). Подборка информационного материала для родителей. Ознакомление родителей с темой, целью и задачами проекта. Подборка материала, иллюстраций, изготовление альбомов. Папки передвижки. Опрос детей. Цель: выявление знаний детей о деньгах, введение в проблему.
2. этап Практический : Цель: эффективная организация совместной деятельности. Перспективный план мероприятий с детьми по ознакомлению детей с денежными знаками. Помощь в пополнении минимузея. Памятка для родителей «Нужны ли детям карманные деньги?»Проведение совместной деятельности; рассматривание альбома «Какие бывают деньги?» Создание минимузея. Создание виртуальных экскурсий «Музеи городов России», Презентации "Монетный двор", «Деньги других стран», Дидактическа я игра "У тебя есть копилка"; Дидактическа я игра "Клад"; Дидактическая игра "Деньги и их хозяева. Информация для родителей «Первые уроки по финансовой грамотности детей» Приглашение родителей на занятия и праздники экономического содержания, на которых они не только зрители, но и активные участники. Все самое интересное о деньгах и истории денег; рассматривание мини- коллекции монет из разных стран; просматривание познавательных мультфильмов («Уроки Тетушки Совы. Азбука денег»); организация сюжетно- ролевой игры «Магазин», «Кафе».
3 этап Заключительный: Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов. Представление проекта на педагогическом совете ДОУ. Проведение День открытых дверей в мини музее «История денег»Создание мини-музея «История денег», проведение в нём экскурсий для детей других групп. Создание мультимедийной презентации проекта «История денег"
План мероприятий в музее:
1. Беседа с детьми «Что такое музей?» 2. Рассматривание иллюстраций, книг, коллекций. Появиться интерес у детей к музейной культуре. Систематизация работы по данной теме.
3. Знакомство с правилами поведения в музее. 4. Создание книги «Правила для посетителей музеев» 5. Дидактические игры музейного содержания «Третий лишний», «Что перепутал юный экскурсовод?»
6. Беседа «Что такое деньги?» 7. Просмотр мультфильма «История денег» 8. Чтение «История денег, рассказы для детей», «Деньги, что это?» 9. Рассматривание монет и банкнот из разных стран.
1. Познавательное в мини – музее «Привет из прошлого». Как всё начиналось? (История возникновения денег).. Дидактическая игра «Закончи предложение». Пословицы и поговорки о финансах
2. Познавательное в мини- музее «Монетный двор». А сейчас как? (История современных монет).. Презентация монетного двора города Санкт – Петербурга. Познавательные беседы «Что такое деньги?».. Беседы- рассуждения на тему «Деньги»,. Разгадывание загадок экономического содержания.. Просмотр познавательного мультфильма «Уроки Тетушки Совы. Азбука денег». Сюжетно- ролевые игры «Банк», «Кафе».
расширяется кругозор детей; пополняется словарный запас детей; расширяются и углубляются знания детей по теме «Деньги»; дети учатся высказываться, вести беседу; у детей появляются представления о появлении денег, формируются экономические понятия. у детей формируется уверенность, умение общаться с окружающим миром. Учатся распределять роли и действовать согласно принятой себя роли, знакомятся с понятиями «цена», «товар», «сдача», «наличный расчет», «безналичный расчет».
3. Познавательное в мини – музее «Валюта стран мира». А что в других странах? (Интересные факты о денежных знаках других стран). Презентация «Валюта». Дидактическая игра «Деньги других стран». Создание альбома «Валюта мира»
4. Познавательное в мини – музее «Техника – наш друг и помощник» Знакомство с современными технологиями (электронные деньги, карта и т. д.) Сюжетно ролевая игра «Банк», «Интернет магазин» Дидактическая игра «У тебя есть копилка» Создание копилок, оригами кошелек. Беседа «Деньги вчера, сегодня, завтра»
5. Познавательное в мини – музее «Игротека» Игра «Монополия» Дидактические игры ««У тебя есть копилка», «Собери купюру и назови страну», «Какие предметы носили роль денег?», «Обмен». Викторина «Что вы знаете об истории денег?»
Аспекты мини-музея
Аспекты деятельности мини –музея : Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музее, истории денег, для повышения финансовой грамотности и экономического воспитания детей. Формы деятельности: поисковая, игровая, экспозиционная, познавательная. Наименование мини-музея : «Денежка» Профиль музея: познавательный Цель: Создание системы работы по формированию представлений об истории денег у детей со старшей до подготовительной группы через деятельность мини –музея; знакомство детей с историей возникновения денег; знакомство детей с разными видами денег (бумажные, металлические и др.); элементарное понятие об эволюции денег, экономии и формировании семейного бюджета, доходах, расходах; развитие экономического воспитания детей; формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.
Актуальность создания мини-музея :
Мини-музеи «Денежка» позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы или цикла бесед. Мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Деятельность мини – музея делает формирование представлений о деньгах, экономии предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми четкого представления об истории денежных превращений.
КОНСПЕКТ НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ «ДЕНЬГИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Цель: расширение представлений детей дошкольного возраста о
понятии «деньги».
Задачи:
1. Познакомить
детей
с
деньгами
России,
США,
Европы,
дать
определение понятий «монеты», «купюры», «валюта».
2. Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету
жизненной необходимости.
3. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда
людей, поэтому к деньгам следует относиться с уважением.
Методы и приё мы: игровой, словесный, практический.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация».
Оборудование:
Настоящие деньги разного достоинства ( купюры:
10,50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей, копилка,
кошельки на каждого ребенка, поролоновая монета, ноутбук, проектор, экран,
игра «Что можно купить?», магазин с товарами, мяч.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите,
а вы любите, когда к вам приходят гости?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое
хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
- Ребята, что это такое?
- Для чего же нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а
зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Воспитатель: Ребята, нам пришло видео послание. Давайте узнаем от
кого. Видео от Монетки.
«Здравствуйте, ребята! Я веселая монетка. Живу я в удивительной
стране «Экономика». Мне сказали, что вы очень умные ребята, и много знаете.
Можно я сегодня посмотрю, как вы занимаетесь?»
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, какие бывают деньги?
Дети: Бумажные, металлические.
Воспитатель: Верно. Ребята, бумажные деньги называются - купюры
(показывает купюру, а металлические - монеты (показывает монету). Деньги,
ребята, еще называют денежными знаками. Посмотрите: с одной стороны
денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны
- герб нашей страны. В России используются рубли и копейки. В каждой
стране есть купюры и монеты. А как вы думаете, одинаково ли их называют?
Дети:
Воспитатель: Давайте мы с вами поближе познакомимся с деньгами
разных стран. Но прежде, чем мы это сделаем, я вам предлагаю провести
разминку.
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Презентация «Доллар, евро, юань, рубль».
Воспитатель:
- Это, ребята Соединенные штаты Америки. Деньги в этой стране
называются доллары.
-Данил, повтори, как называются эти деньги? (ответ еще 1-2 детей)
- В какой стране их используют? (ответы)
- А это Европа. Здесь много стран, но деньги во многих из них
называются одинаково - евро.
-Катя, как называется эта валюта?
-Ксюша, чем она необычна? (ответ)
- А это юань, денежная единица Китая.
-Повтори, Миша, как называется эта валюта?
- А о последней денежной единице попробуйте рассказать сами.
- Все верно, это рубль, денежная единица России.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда в вашей семье берутся
деньги?
Дети: родители получают заработную плату; бабушки и дедушки
получают пенсию.
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего
нам нужны деньги?». Я бросаю мяч кому-нибудь из вас и называю, для чего
нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких
развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая
деятельность называется благотворительностью) и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какое средство оплаты может быть в
кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Дети: Банковская карта.
Воспитатель: правильно…
Воспитатель: Монетка прислала вам интересный мультфильм про
банковские карты. Давайте сядем поудобнее и посмотрим.
Мультфильм «Уроки тетушки совы. Безналичный расчет»
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)
Воспитатель: есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.
Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершено, верно.
Воспитатель: Ребята я начала делать игру, которая называется «Что
можно купить?», но не успела доделать. Вы мне поможете?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда я приглашаю вас в творческую мастерскую.
Смотрите, у меня есть игровое поле с красными и зелёными клетками.
Правило: на зелёные клетки мы должны приклеить, то, что можно купить, а на
красные, то, что не продаётся. Всё, что необходимо тут есть. Дети
рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно
купить. А что нельзя купить. Как будем играть?
Дети: бросать кубик.
Воспитатель: если кубик попадет на красный квадрат, что будем делать?
Придумайте действие.
Дети: Обниматься.
Воспитатель: а если кубик попадёт на зелёное поле?
Дети: хлопать в ладоши.
Воспитатель: Замечательно. Начинаем играть.
Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте мои загадки.
Все мы там бываем,
Все что нужно покупаем,
Там есть множество витрин
Что же это?
Дети: Магазин.
Угадай, как -то зовется,
Что за деньги продается.
Это-не чудесный дар,
А просто-напросто…
Дети: Товар.
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся.
Дружно весело шагаем, (Дети шагают.)
В магазин мы попадаем,
Я-скакалку, (Прыгают.)
Ты-часы (Наклоняются вправо и влево.)
Покупаем-посмотри.
Мне ракета так нужна:
Очень важная она. (Поднимают руки вверх).
Воспитатель: Молодцы! Сейчас вы отправляетесь в магазин за
покупками. Но, перед этим, давайте повторим правила поведения в магазине.
Правила поведения в магазине
Если вы пришли в магазин с собакой, стоит оставить ее в отведенном
для этого месте на улице. Вход с собаками в магазин строго запрещен!
Из магазина выходят покупатели с покупками. Как правило, у них очень
тяжелые сумки. Поэтому придержи входную дверь и пропусти тех, кто
выходит, а потом уже заходи сам.
Если в кассу стоит очередь, спроси, кто последний, и встань за этим
человеком в конец очереди.
Если ты видишь, что впереди стоящий покупатель нуждается в твоей
помощи, помоги поддержать сумку и уложить покупки.
Четко продумай свои покупки и приготовь деньги заранее, чтобы не
задерживать других покупателей.
Не забывай о вежливых словах-обращениях: «будьте добры», «будьте
любезны», «пропустите, пожалуйста», «пожалуйста».
Дети приходят в магазин. У них по 10 рублей, на эту сумму они делают
покупки.
Воспитатель: Ребята, Монетка прислала нам еще одно сообщение.
Видео послание от Монетки.
Ребята, мне так у вас понравилось! Вы столько много знаете об
экономике. Можно я останусь в вашей группе, и мы вместе с вами будем
изучать экономику?
Воспитатель отдает детям Монетку из поролона.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы
будем передавать друг другу Монетку и продолжать фразу: «Сегодня я
узнал…».
Воспитатель: А сейчас возьмемся за руки и друг другу улыбнемся.
Здорово! Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:
Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Воспитатель: благодарю вас за работу!
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Проведение экскурсий для других групп детского сада
- Подбор детской познавательной литературы,наглядного материала (сюжетные и предметные картинки);просмотр детских мультфильмов по теме.
- Мини-музей можно использовать в разных видах деятельности.
- В дальнейшем пополнение мини-музея.