Смолянова Елена Алексеевна
Конспект НОД «Финансовая грамотность в детском саду» в подготовительной разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Финансовая грамотность в детском саду" в подготовительной разновозрастной группе
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей.
Публикация «Конспект НОД „Финансовая грамотность в детском саду“ в подготовительной разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: дать представление о составляющих компонентах семейного бюджета - «заработная плата», «пенсия»; познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет»; развивать умение детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи; формировать у детей навыки обращения с деньгами; продолжать учить различать монеты, купюры, пластиковые карты; воспитывать умение учиться экономно и рационально тратить деньги, быть бережливыми; воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых.
Предварительная работа: беседа о деньгах, рассматривание банкнот и монет, пластиковых карт; заучивание пословиц о труде и трудолюбии, о деньгах; разучивание физминутки.
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята сегодня, мы с вами поговорим о труде и трудолюбии.
Почти все, что окружает нас на улицах, все фабрики, заводы, дороги, электростанции, все, что имеется у нас в квартирах, домах, да и сами дома – всё это сделано руками людей с помощью разных машин, станков, приборов, инструментов. Машины изготавливают самолеты, запускают космические корабли в космос, вырабатывают электрический ток, производят конфеты, пекут хлеб…. Эти машины изобрели и построили люди, которых называют – инженеры, конструкторы. А управляют ими умелые руки рабочих.
Воспитатель: Давайте вспомним некоторые рабочие профессии.
Я буду зачитывать предложения, а вы догадайтесь, человек, какой профессии может так сказать:
- Кому добавки? (повар)
- Вам посылка. Распишитесь (почтальон)
- Большое спасибо за покупку (продавец)
- Какой зуб вас беспокоит? (стоматолог)
- Как вас подстричь (парикмахер)
- Урок окончен (учитель)
- Какую книгу вы хотели бы взять сегодня? (библиотекарь) (просмотр иллюстраций с изображением профессий)
Воспитатель:
Подумайте и скажите, как называется место, где:
- делают прически (парикмахерская)
- хранят деньги (банк)
- лечат людей (больница)
- берут книги домой (библиотека)
- учат детей (школа)
- пекут хлеб (пекарня)
- работают клоуны (цирк) (Молодцы)
Воспитатель:
Издавна народ ценил трудолюбие и отвергал лень.
«Умелые руки не знают скуки», - так люди говорят. Именно человеческим трудом создается все самое лучшее, нужное и полезное на Земле.
А ведь только труд делает человека человеком. Только труд приносит радость и себе и окружающим.
Воспитатель:
Если человек любит свою профессию и добросовестно трудится, то такой человек достоин уважения, что о нем говорят? Что говорят о его руках?
Дети:
В народе говорят: Он мастер своего дела! У него золотые руки!
Воспитатель:
А сейчас давайте соберем пословицы о труде. Я буду зачитывать начало пословицы, а вы ее продолжите…
Пословицы: «Труд человека кормит, а лень портит» (воспитатель начинает, ребенок заканчивает)
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»
«Человек от лени болеет, а от труда здоровеет»
«Землю красит солнце, а человека труд»
«Кто не работает, тот не ест»
«Где труд, там и счастье»
Физкультминутка
Ребята я предлагаю вам немного подвигаться и размяться.
Много профессий на свете у нас! (руки на пояс – повороты туловища вправо и влево)
О них поговорим мы с вами сейчас (развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет (движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот (мешаем поварешкой)
Самолет ведет пилот (руки в стороны)
На посадку и на взлет (сделать приседания)
Доктор ставит нам уколы (движение ладонь – кулак)
И охранник есть у школы (силовой жест)
Каменщик кладет кирпич (попеременно кладем кисти рук одна на другую)
А охотник ловит дичь (посмотреть в бинокль из пальчиков и сделать выстрел)
Есть учитель, есть кузнец (загибаем пальцы)
Балерина и певец (загибаем пальцы)
Что б профессии иметь (разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (повороты кистями – тыльная сторона ладошки)
Хорошо, дружок, учись! (погрозить пальчиком)
И конечно не ленись! (отрицательное движение указательным пальчиком)
Воспитатель:
Ребята, предлагаю вам отгадать загадку: «В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем» (Дети: деньги).
Правильно, это деньги. Я хочу спросить у вас. Деньги… какие чувства, представления у вас вызывает слово «деньги»? (торговля, богатство, магазин, копилка, кошелек)
Воспитатель:
Скажите, что вы знаете о деньгах, для чего они нужны? - для покупки продуктов питания; - для оплаты бытовых услуг; - для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);- для оплаты проезда на транспорте; - на здоровье; - для покупки подарков; - для оказания помощи нуждающимся (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью).
Воспитатель:
Правильно, деньгами расплачиваются за покупки, за оказанную услугу, работу.
Воспитатель:
Тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги?
(папа и мама работают). Кем работает твоя мама, папа? (спросить несколько детей)
Воспитатель:
Да, им платят за то, что они работают, потому что любая работа должна быть оплачена.
Воспитатель:
Кем бы ваши родители не были по профессии — врачами, учителями, водителями, продавцами в магазине, полицейскими, парикмахерами, — все они получают за свой труд деньги, которые называются заработной платой. Деньги просто так не даются, их зарабатывают.
Воспитатель:
Ребята, кто – то из вас живет в семье с вашими бабушками и дедушками, когда они были молодыми, тоже работали, а сейчас они старые, и государство платит им деньги за их труд. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам - пенсию.
Воспитатель:
Теперь мы с вами знаем, как деньги приходят в вашу семью.
Воспитатель:
Все деньги, которые есть в семье - семейный бюджет, деньги кладут в кошелек – это ДОХОД, повторите эти слова – бюджет, доход.
Давайте сейчас разберемся, что такое ДОХОД.
Воспитатель:
Дети, посмотрите на этот мешочек. Представьте, что мешочек – это семейный бюджет – кошелек. В него поступают деньги ваших пап и мам, бабушек и дедушек. Что происходит с мешочкам? Становится больше, значит бюджет семьи увеличился и это – доход. Доходы – это деньги, которые поступают в семейный бюджет.
Воспитатель:
В каждой семье есть и расходы, слышали такое слово, повторите - РАСХОД.
Этот мешочек – семейный бюджет – кошелек. Деньги из него каким –то образом уходят, т. е. их тратят. На что можно потратить? (дети отвечают)
Этот мешочек становится меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.
Воспитатель:
Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.
Воспитатель:
Как вы думаете, все деньги тратят сразу? Конечно, нужно деньги распределять, беречь, не тратить все, чтобы хватило до следующей зарплаты.
Воспитатель:
А знаете ли вы, на что нужно тратить деньги в первую очередь, что нужнее всего?
Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом. Выберите то, на что нужно потратить деньги в первую очередь, что является жизненно необходимым для человека; (располагают в ряд картинки на доске). (Обосновать их необходимость для человека)
А на второй ряд то, что не является жизненно необходимым для человека и что можно назвать предметами роскоши, то без чего можно обойтись (расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства)
Воспитатель:
Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями – что такое семейный бюджет? И что такое расходы?
Воспитатель:
Мы пользуемся деньгами каждый день. За деньги можно купить разные вещи, и они имеют разную ценность.
Деньги в нашей стране изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги - это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.
Воспитатель:
(рассматривают сначала монеты) Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета? Круглая, металлическая, звенит (можно взять каждому по монетке и кинуть на поднос). Какие монеты вы знаете? (Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям).
(рассматривают банкноту). Как можно назвать эти деньги? (Дети: купюры или банкноты). А какие они? (Дети: бумажные, прямоугольные, шуршат). Демонстрируют шуршание банкнотой. Какие купюры вы знаете? (Называют купюры).
Воспитатель:
Ребята, а где нужно носить деньги? (В кошельке). Правильно.
Воспитатель:
Давайте поиграем. Подвижная игра: «КОШЕЛЕК и МОНЕТКИ»
Дети делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа взявшись за руки, образует круг - это кошелек. Остальные дети вне круга, они надевают золотистые круги на лентах – это монетки.
Дети, изображающие Кошелек, начинают ходить по кругу, приговаривая (обращаясь к монеткам)
«Вы не детки, Вы не детки,
А веселые монетки.
Звонко катитесь по кругу.
Жметесь спинками друг к другу.
Дружно скачете: скок - скок… (Дети - Монетки вбегают в круг и выбегают из него)
И обратно в кошелек. (По окончании слов должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети опускают руки, приседают, кошелек захлопывается). Монетки, не успевшие выбежать из круга (кошелька, считаются пойманными. Игра повторяется – дети меняются ролями. (садятся)
Воспитатель:
Итак, деньги лежат у нас в кошельке в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они на пластиковых карточках. Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пин-код). Еще можно оплатить покупки пластиковой карточкой.
Воспитатель:
О деньгах есть много пословиц. Давай вспомним некоторые:
- Деньги счет любят
- Не в деньгах счастье
- Береженая копейка рубль бережет
- Дружба – дружбой, а денежкам – счет
- Деньги дело наживное
Воспитатель:
Расскажите, как вы можете помочь своей семье экономить деньги, экономить семейный бюджет!
Дети:
Не лить зря воду.
Выключать свет, когда выходишь из комнаты.
Беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства.
Носить аккуратно одежду, не кидать ее и не растягивать.
Не ломать игрушки, не кидать их, так они вам прослужат дольше.
Не ломать мебель.
Беречь книги. (Правильно)
Воспитатель:
Ребята, счастлив тот человек, который занимается любимым делом. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам правильно выбрать свой путь! Вы все большие молодцы! Старались!
Воспитатель:
Вам понравилось наше занятие? О чем сегодня мы с вами говорили? Чему научились?
Воспитатель:
Я желаю вам вырасти, найти достойную работу, зарабатывать много денег и, конечно же, тратить их с умом! (воспитатель раздает детям шоколадные монетки за их труд).
Занятие окончено