Евгения Федосеева
Межличностные отношения в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Межличностное
отношение в группе детского сада
Воспитатель ст. сан. группы "Цветик"
Федосеева Е. Л.
Девиз программы "Азбука общения " : "Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья. "
Познакомившись в начале года с детьми своей группы, наблюдая и анализируя их поведение, общение друг с другом и со взрослыми, мы решили особое внимание уделить воспитанию культуры общения.
Публикация «Межличностные отношения в группе детского сада» размещена в разделах
Наши дети не были агрессивны, но и дружелюбными, открытыми их назвать было трудно: часто обижали друг друга, шумели, жаловались друг на друга. Конечно же это не относилось к каждому ребенку, но было как бы общим настроением группы.
Традиционные методы воздействия на детей (убеждение, объяснение их неправильных поступков, знакомство с правилами поведения детей и т. д.) не были достаточно эффективны. И тогда перед нами встала задача найти новые, более действенные способы развития у детей хорошего настроения, умения и желания вести себя согласно общепринятым нормам и правилам поведения.
Мы провели ряд тестов, которые помогли нам лучше узнать и понять детей, а также установить причины их неуверенности в себе.
У себя в группе мы постарались создать и поддержать спокойную, доброжелательную атмосферу и пытаемся добиться полного доверия к себе со стороны каждого ребенка, уважая его "Я". Стараемся видеть в ребенке положительное и верить в его силы и возможность проявить себя. Мы учимся быть более терпимыми к детям, более гуманными, учим гуманности и их.
Тщательный анализ поведения дошкольников привел к выводу: на уровне познавательного общения они испытывают острую потребность в уважении старших. Они радуются похвале взрослого и очень огорчают его замечаниям.
Известно, что наиболее действенной формой общения дошкольников является игра. Поэтому, пользуясь пособием Скороумовой "Уроки общения в начальной школе", мы провели ряд игр и упражнений с тем, чтобы развивать у них умения:
1. Слушать и слышать другого.
2. Умение участвовать в свободной беседе.
3. Понимать чувства и настроения другого человека.
4. Быть внимательным к себе и окружающим.
5. Осмысливать свои и чужие поступки.
Для начала ознакомим детей с основными способами общения: речью, мимикой, жестом. использовали упражнения: "Лица", " Маски", " Тише, Танечка, не плач", где детям давались задания выразить свои чувства не только с помощью речи, но также мимики и жестов.
Упражнения"Сделай свое лицо", "Покажи, как ты подружился", "Изобрази дружелюбного и наоборот. "
Обсуждая с детьми такие ситуации, задавали вопросы на размышление, требующие выражения собственного мнения:
-"Хотел бы ты, чтобы у тебя был такой друг, почему?"
-"Что тебя привлекает в друзьях, что нет?"
-"Расскажи, как ты миришься после ссоры" и т. д.
Для закрепления социально-поведенческих норм предложили детям запомнить "секреты общения" :
-Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
-Будь вежлив, и у тебя появится много друзей!
-Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
-Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!
-Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!
Проявив максимум терпения, внимания, такта по отношению к детям, уже в декабре мы смогли увидеть некоторые положительные результаты свой работы.
Наши дети стали спокойнее, доброжелательнее, веселей и внимательней друг к другу.
Речевое обучение детей мы решили начать с введения в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов. с этой целью провели дидактическую игру " Магазин вежливых слов", где дети самостоятельно выбирали речевые формулы приветствия, прощания, благодарности, просьбы и извинения.
В воспитательных целях мы использовали такой прием формирования нравственных представлений детей, как разыгрывание ситуаций: " Ссора из-за куклы. " Где двое детей разыгрывают ссору из-за куклы, а другие дети должны придумать решение. Разные пары разыгрывали различные ситуации и находили для них решения.
Разбирали с детьми конфликтную ситуацию Д. Б. и К. К., которые спорили из-за машинки. " Как разрешить этот спор? С кем из вас бывали такие случаи как был разрешен спор?"
Для усвоения правил поведения о том, что играть нужно дружно, помогать друг другу, делиться игрушками, проводили игру-занятие с применением элементов кукольного театра: "Катание кукол на санках". Цель игры: усвоение детьми правил поведения о том, что играть нужно дружно, помогать друг другу, делиться игрушками.
После занятия ставлю вопрос:"Почему Оксана вначале прогулки скучала, была грустной? А почему ей так весело было в конце прогулки? А как бы поступили вы, если заметили, что кто-то из детей скучает или грустит?"
После ответов подводила итог:"Дети запомнили правила дружных ребят- не ссориться, делиться игрушками, помогать друг другу, заботиться друг о друге".
На занятии по рисованию на тему "Маски" обсудили с детьми, как выглядит лицо, когда человек спорит? Кто может изобразить грустное лицо, обиженное, радостное, удивленное, сердитое.
Остальные должны описать, какие цвета подходят к спору? какие цвета подходят к примирению? Предлагаю раскрасить маски в цвета, соответствующие мимике.
Для лучшего усвоения правил поведения мы применяли прием чтения художественной литературы, из которой дети могут отличать хорошее от плохого в поведении сказочных героев или своих сверстников. Был прочитан рассказ В. Серовой "Нехорошая история", рассказы О. Секора "Про жадную Элинку", Э. Мошковской " Пусть он сидит", Н. Калининой " Разве так играют?", Маяковского " Что такое хорошо". Художественная литература оставляет яркий след в памяти детей.
"Ты как тот Бориска, все взял себе?"- осуждает Настя М. Сереже Б. во время отбора строительного материала.
Чтобы научить детей понимать основы взаимоотношения с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь, проявлять заботу и добрые чувства, прочитали рассказ Осеевой " Просто старушка", "Почему", "Косточка", Толстого, "Карасик"- Носова; "Мальчик Помогай"- П. Воронько.
В результате проведенных работ даже Данила Б., который испытывал проблемы в общении, научился быть сдержанным, контролирует свои действия и эмоции.
Для себя в дальнейшей работе мы наметили не только развивать представления о нравственных нормах поведения, но и формировать привычки нравственного поведения и воспитания нравственных чувств. Закреплять привычки в процессе постоянных и многократных повторений.
Задачи:
1. Целенаправленно и вдумчиво руководить играми детей, стремиться сделать их интересными и увлекательными, т. к. лишь в увлекательной деятельности, рождающей положительные эмоции, возможно воспитание добрых чувств.
2. Воспитывать в играх детей интерес и доброе отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, чуткости, заботу о младших.
3. Стремиться к тому, чтобы добрые чувства детей, возникшие в игре, переносились в повседневную жизнь, формируя таким образом нравственный облик наших воспитанников.
Работа с родителями.
Постоянно общаясь с родителями, рассказывая им о наши задачах и проблемах, а так же показывая им свою работу, мы привлекаем их в свои союзники и рекомендуем им продолжать начатую нами работу и после выпуска детей из детского сада.