Елена Кулебакина
Школа добрых волшебников, или Как воспитать гуманные отношения в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Как показало анкетирование, проведенное среди родителей воспитанников старшей группы, самыми ценными качествами детей они считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «Нравственное развитие», нацеленный на формирование качеств в ребенке. Наиболее распространенными стратегиями нравственного воспитания являются объяснение, чтение художественной литературы, приведение положительных примеров, поощрение правильных и осуждение неправильных действий детей. С помощью этих методов у ребенка у ребенка формируются моральные суждения и представления. Однако правильные моральные суждения и оценки ребенка далеко не всегда вызывают соответствующее поведение. Так, прекрасно понимая, что помогать и делиться – хорошо, в реальной ситуации ребенок может действовать исключительно в свою пользу и никогда не уступать другому. Так происходит потому, что он действует на основе чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Основной метод воспитания этих чувств - осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Часто такие приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, не позволяя «увидеть» другого. В результате сверстник начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент или соперник. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.
Публикация «Школа добрых волшебников, или Как воспитать гуманные отношения в группе детского сада» размещена в разделах
Современные дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые играют дети, как правило, весьма ограничен и традиционен: «Дочки-матери», «Больница» используется стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов мы предлагаем игры с необычным сюжетом, в которых дети могут для себя выбирать любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет.
Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру приглашаются только желающие. В случае, если дети не присоединяются, взрослый не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать их и привлечь к общей игре. Начав играть с несколькими детьми, вы увидите, что к концу занятия к игре присоединится большинство детей, а ко 2-3 занятию вся группа. Время от времени воспитатель может комментировать происходящее и направлять игру ( например: «Пришла ночь, и звери ложатся спать» или : «Выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра»).
Остановимся на описании некоторых игр.
1. «Жизнь в лесу». Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Мы не знаем человеческого языка, и мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами; когда хотим спросить как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого. Можно придумать много разных обозначений и какую - нибудь историю. При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали, подбадривать новых участников.
2. «Добрые эльфы». Воспитатель садится на пол и собирает детей вокруг себя и рассказывают историю о том, что когда-то давно жили добрые эльфы, которые охраняли сон людей, но они не умели разговаривать. Общались только прикосновениями. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня будут эльфами, а по левую- людьми. Потом мы меняемся ролями.
3. «Птенцы» Воспитатель рассказывает детям историю как появляются на свет птенцы. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Дети должны перевоплотиться в таких маленьких птенцов и исследовать мир. Они не могут разговаривать, только иногда пищать.
4. «Волны» Воспитатель говорит детям : «В море обычно бывают небольшие волны, которые ласково омывают вас. Давайте превратимся в такие волны, будем так же двигаться, так же шелестеть и журчать как они, улыбаться как будто мы искримся на солнышке». Затем воспитатель предлагает всем желающим «искупаться в море». «Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
5. «Муравьи» Воспитатель говорит детям : «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? В нем никто не сидит без дела, каждый занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, а кто-то воспитывает детей. И так - всю весну и лето. А поздней осенью все ложатся спать в их уютном домике. А весной все просыпаются и приветствуют друг друга, делятся воспоминаниями о том, что снилось за всю зиму. Только вот они умеют общаться жестами. Мы с вами станем муравьями и проснемся весной. Дети вместе с воспитателями имитируют движения муравьев – протирают глаза, обнюхивают друг друга, танцуют и так далее.
6. «Театр теней» Воспитатель рассказывает детям о том, что у каждого есть тень. Она следует за своим хозяином и в точности повторяет все движения, но она не может разговаривать и издавать звуков. Она все делает бесшумно. Детям воспитатель предлагает стать такими тенями -передвигаться по комнате, здороваться за руку, поиграть с воображаемыми кубиками.
7. «Ожившие игрушки» Взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза и представьте себя игрушкой, только нельзя разговаривать, а то проснется ваш хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку вы изображали.
Заканчивать игру нужно в тот момент, когда вы заметили, что дети устали. Необходимо сообщить детям, что игра закончена, попрощаться каким - нибудь ритуалом (например, дети ласково кладут руку на плечо соседу). Эти игры можно менять в зависимости от ситуации.
Такая работа требует от воспитателя гибкости и тонкости, умения не следовать за программой, а подчинять потребности данной конкретной группы под программу.