Виктория Калугина
Межкультурное и межэтническое взаимодействие участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Межкультурное и межэтническое взаимодействие участников образовательного процесса.
Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.
Темочки:
Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этнос определяется как сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов (например, главным мотивом гражданской войны в экс-Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая, в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую).
На бытовом уровне могут возникнуть этнические конфликты, вызванные социально-психологическими факторами – общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы не были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый характер. Часто конфликты между нормами и ценностями и между ценностями разных культур происходят на бытовом уровне, в ходе повседневного общения. Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов».
Надо иметь в виду, что чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Этническая самоидентификация и солидарность лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т. д.
Вот например конфликт произошедший в нашем детском саду. Дети ссорятся и мирятся, но этот случай особенный. А началось всё так. В ходе занятия детей разделили на пары, по принципу: «сильный» - «слабый». Девочка татарской национальности (мусульманка) оказалась в паре с мальчиком русской национальности (православным). Когда дети сели за столы, девочка очень расстроилась и стала плакать. В ходе беседы с ней выяснилось, что в ее семье соблюдают традиции и чтут культуру. Мусульманской девочке неприлично сидеть рядом с чужим мальчиком. А для мальчика русской национальности это не имеет никакой ценности, так как с давних времен люди жили общинами, все вместе, без разделения по половому признаку. В связи с создавшейся ситуацией, мною было принято решение, пересадить эту девочку к девочке. Таким образом, не были нарушены культурные ценности, сохранен принцип всестороннего развития и уважения личности ребенка.
Для того, чтобы подобные конфликты не повторялись можно провести с детьми беседу, на тему: «Дети разных национальностей - все друзья»; объяснить детям, что все они разные и необходимо уважать друг друга как личность, провести анкетирование родителей: «Культурные традиции вашей семьи».
При регулировании конфликтов между представителями различных этносов необходим комплексный учет всех этих факторов, наш интерес в данном случае сосредоточен на двух указанных ниже уровнях анализа. Большинство особенностей в этнических конфликтах носит социокультурный характер. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т. д. На уровне социокультурных различий и на этнопсихологическом уровне анализа таких конфликтов отмечается, что угроза разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры и т. п. вызывает противодействие со стороны этнической общности или ее отдельного представителя, т. к. отказ от привычных ценностей порождает чувство второсортности.
Этническая группа или отдельный представитель этноса может чувствовать себя дискриминированным по духовным показателям (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции, что с большой вероятностью может стать (и становится) причиной конфликта.
Исследователи, занимающиеся проблемами религиозности, отмечают, что религия, разделяя этнические группы, в то же время способствуют сохранению толерантности. Важен также факт, что в России «истинно верующих» людей немного. Для доминирующей части основой религиозной веры является самосознание («внутреннее ощущение принадлежности»). И в то же время ощущение принадлежности к конфессии или течению внутри нее – одна из опор для этнической идентификации, а нередко – и идеологической ориентации.
Все эти факторы необходимо учитывать в процессе разрешения конфликтов, причинами в которых служит этническая принадлежность группы или отдельного ее представителя.