Елена Холод
Методы руководства ручным трудом
▼ Скачать + Заказать документы
Методы руководства ручным трудом
Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.
Публикация «Методы руководства ручным трудом» размещена в разделах
Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.
Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки, прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:
Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.
Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:
• насыщенная изобразительными материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
• свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
• наличие образцов изделий и поделок;
• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
• создание музея детских поделок, альбомов, книг;
• непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:
a) создание выставок
b) создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)
c) создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)
d) экспериментирование
e) просматривание диафильмов
f) чтение литературы
g) рассматривание картин
h) экскурсии
i) коллажи
Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ :
природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)
бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)
бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.
ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.
Так как целью непосредственной образовательной деятельности в детском саду, а именно, ручного труда, является развитие у дошкольников целого комплекса навыков, а ещё В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М. М. Кольцовой подтвердили данные о том, что движения руки тесно связаны с функцией речи. Хотелось бы привести методику Н. А. Чевелевой заключающуюся в укреплении речевого механизма сначала в ситуативной речи, а затем при плавном переходе в контекстной речи. Работа осуществляется поэтапно.
- 1-ый - этап сопровождающей речи. На этом этапе, в процессе изготовления детьми поделки, мною задаются вопросы, требующие однословных ответов. Например: «Что ты сейчас делаешь?» Ребенок отвечает одним словом, н: «вырезаю». Здесь, в процессе работы, внимание ребенка сконцентрировано на изготовлении поделки, однако происходит активизация речи, включаются простейшие речевые механизмы.
- 2-ой - этап завершающей речи, осуществляется детьми по окончании работы.
На этом этапе вместе с детьми проводится обсуждение того, как делалась поделка. Для детей с тяжелыми нарушениями речи - это совсем непростая задача. Здесь, перед ребенком интегрируются многие задачи. Чтобы ребенок смог рассказать, как он делал поделку, он должен обладать многими знаниями, умениями и навыками. Например: математическими представлениями: знать геометрические фигуры, цвет, форму; уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; иметь представления об окружающей действительности: знать свойства различных материалов и способы их соединений; знать названия инструментов используемых в работе и т. д. Только после того, как дети свободно овладевают завершающей речью, мы переходим к этапу – предваряющей речи.
- 3-ий - этап предваряющей речи. Перед тем, как начать делать поделку, я задаю вопросы ребенку. Например: «Как ты будешь делать фигурку, расскажи?» Таким образом, перед детьми ставится еще более сложная задача, требующая умственного планирования своей будущей деятельности, а также умения формулировать свои знания и мысли и отражать их в речи, таким образом, активный словарь детей становится шире.
- 4-ый - этап закрепления. На этом этапе дети готовы уже сравнивать свои работы, оценивать их.
В результате практической деятельности, занимаясь ручным трудом, укрепляется речевой механизм детей и осуществляется плавный переход от ситуативной речи к контекстной. Ребенок уже может свободно рассказать, как делать поделку и оценить работу других детей.
Таким образом, занятия ручным трудом с дошкольниками направлены на развитие речи, что является первоначально для детей с тяжелыми нарушениями речи.