Любовь
Методы работы с детьми РАС
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети с неограниченными возможностями. Методы пробуждения мозга для улучшения жизни особенных детей.»
Воспитатель Филатова Л. А.
Дети РАС- особые дети и играют в особенные игры. Чтобы игры были развивающими и интересными, надо знать во что можно играть и какие области лучше развивать. Вроде понятно, что играть и развивать надо все, нужно и речь подтягивать и самостоятельности учить, но все таки зная во что и как играть намного проще выбрать с чего начинать в первую очередь.
Публикация «Методы работы с детьми РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время психологическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма в России осуществляется преимущественно по следующим направлениям:
1. игровая терапия;
2. музыкальная терапия;
3. арттерапия;
4. хореотерапия.
Большое значение в работе с аутичными детьми в России отводится игре. Она помогает раскрыть коммуникативный потенциал аутичного ребенка, направить его развитие в русло социального взаимодействия. В процессе игрового взаимодействия у ребенка формируется эмпатия, способность сопереживать, что оказывает положительное влияние на развитие диалоговых навыков ребенка. На занятиях дети обучаются игре, учатся ее расширять, осваивают альтернативные стили поведения, конструктивные способы разрешения конфликтов. Улучшается психоэмоциональное и психофизическое состояние ребенка, снижается эмоциональная напряженность, тревожность и агрессивность.
Рассмотрим два направления, которые я использую в работе с детьми РАС :
1. игровая терапия;
2. арттерапия;
В зависимости от уровня развития ребенка в работе используются : сенсорные игры, манипулятивные игры, сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации, подвижные игры, игры с правилами, арттерапия.
Сенсорные развивающие игры для детей с аутизмом помогают :
-войти в контакт со взрослым, начать доверять;
-получить информацию об окружающем мире, позитивные эмоции, новые сенсорные впечатления;
-избавиться от напряжения;
-привыкнуть к выполнению конкретной роли (в сюжетных играх, получить понимание социальных взаимодействий.
«Смешиваем краски».- Краски разных цветов смешиваются для получения новых цветов и оттенков;
«Угощение для игрушек».- игрушки сидят за столом, а перед ними стоит «угощение». В процессе игры можно использовать разные сюжеты (день рождения, кафе, учиться считать «гостей», сидящих за столом, передавать друг другу стаканы и т. д. ;
«Замок из пены».- В емкость наливается вода, добавляется жидкое мыло. В воду вставляется коктейльная соломинка, и ребенок дует в нее, от чего перед ним вырастает большая шапка белой пены, с которой можно играть.
Предметные игры обучают детей обращать внимание на разные свойства предметов и контактировать с другими людьми, чтобы играть в паре или группе.
«Мячик, катись».- Сядьте на пол напротив малыша и толкните к нему мячик. Предложите ребенку возвращать мяч таким же способом. Когда он научится играть в паре, можно будет перейти и к групповой игре;
«Открой-закрой». -Подготовьте несколько небольших емкостей – коробочек, футляров, баночек, которые закрываются разными способами. Спрячьте туда мелкие предметы и попросите малыша достать их. Если он не справится с первого раза – наглядно продемонстрируйте, как нужно открывать емкости.
«Твоя ладошка, моя ладошка»-Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка.»
«Мой кубик, твой кубик.»-Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
«Кто сильнее подует?»-Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.
«Снежки»-Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.
Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней относятся и такие виды продуктивной деятельности ребенка, как лепка, аппликация. В исследованиях психологов давно было отмечено, что рисунки детей не только отражают уровень умственного развития, но и являются своеобразной проекцией личности и ее проблем. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает ему узнать себя и свои способности.
При поступлении с Настей наладить контакт просто не представлялось возможным. Ребенок избегал любой попытки взаимодействия, проявляя негативное поведение. Постоянно кричала, плакала, проявляла беспокойство. Навыки самообслуживания были не сформированы. Требовалось помощь при одевании.
За время посещения ДОУ Настя постепенно, начала контактировать с педагогами, хотя контакт носит пока еще формальный характер. Постепенно начинает вовлекаться в учебную деятельность. К заданиям относится избирательно, выполняя только то, что ей хочется. За время пребывания в ДОУ стала более усидчива, с желанием идет на занятия и выполняет посильные для неё задания, полюбила рисовать красками.
Наша цель — дать ребенку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает, от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это требует времени, усилий и терпения.