Приложение МААМ

Учебно-игровое пособие «Логические блоки Золтана Дьенеша»

Светлана Орехова
Учебно-игровое пособие «Логические блоки Золтана Дьенеша»

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, направленных на интеллектуальное развитие детей. Одним из самых эффективных пособий, способствующих этому процессу, являются блоки Дьенеша.

Преимущества использования блоков Дьенеша

Использование этого уникального набора позволяет решать множество задач, способствующих развитию у детей:

Публикация «Учебно-игровое пособие „Логические блоки Золтана Дьенеша“» размещена в разделах

Логическое мышление: Занятия с блоками Дьенеша помогают развивать логическое мышление, способность анализировать и обобщать информацию, а также решать задачи, требующие комплексного подхода.

Форма, цвет, размер и толщина: Благодаря многообразию фигур, дети знакомятся с различными свойствами объектов, включая форму, цвет, размер и толщину, что способствует более глубокому пониманию окружающего мира.

Пространственные представления: Занятия с блоками помогают развивать пространственное воображение и навыки ориентации в пространстве, что делает игру более увлекательной и интересной.

Самостоятельность и настойчивость: Использование блоков способствует развитию таких важных качеств, как самостоятельность, инициатива и настойчивость в достижении целей.

Познавательные процессы: Занятия с блоками помогают развить познавательные процессы, такие как внимание, память и воображение, что способствует более глубокому восприятию и осмыслению окружающего мира. Творческие способности: Блоки Дьенеша открывают двери в мир творчества, позволяя детям развивать воображение, фантазию и способности к моделированию и конструированию.

Структура набора

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, каждая из которых уникальна. Главной особенностью набора является то, что ни одна из фигур не повторяется, что делает его поистине безграничным для фантазии и творчества. Каждый блок отличается по четырем свойствам: форме, цвету, размеру и толщине, что открывает множество возможностей для интересных аналитических задач.

Основная цель занятий с блоками Дьенеша заключается в том, чтобы научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Методика Дьенеша включает в себя шесть обучающих этапов, которые зависят от возрастных особенностей детей:

Игра без правил: На этом этапе ребенок знакомится с блоками, начинает работать с ними и формирует свои первые математические представления. Получая от педагога задание, он стремится решить его с помощью проб и ошибок, перебирая варианты. Эта стадия помогает малышу осознать суть задания и приступить к его выполнению.

Игра по правилам: Важным обучающим моментом является знание правил игры, без которых ребенок не сможет решить поставленные задачи. Правила содержат самую важную информацию для малыша, которую педагог стремится донести.

Занятие со сравнительным анализом: На этом этапе детей обучают играть в игры с аналогичными правилами, но с использованием различных дидактических материалов. Например, можно обыграть одну задачу сначала на блоках, затем на геометрических фигурах, пуговицах или вырезании зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму действий, независимо от того, с чем он играет. Эта стадия способствует развитию абстрактного мышления у малышей.

Репрезентация: На этом этапе ребенок играет в соответствии с предлагаемыми методиками, ориентируясь на свои новые знания. Для развития зрительного восприятия рекомендуется использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.

Творческие занятия: Проводятся в соответствии с логическими представлениями, где ребенок понимает, что серия из двух и более шагов приводит к одному результату. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы.

Формализация: Это уровень занятий, на котором дошкольник уже способен делать выводы и обоснования. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющих сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема.

Существует множество игр с блоками Дьенеша, которые помогут сделать занятия увлекательными и познавательными.

Сортировка блоков

Один из самых простых способов — сортировка блоков по наличию одного признака:

«Найди все такие фигуры, как эта»: Предложите ребенку найти все красные, большие или круглые фигуры. «Найди не такую фигуру, как эта»: предложите ребенку найти все фигуры, которые отличаются от предложенных по цвету, размеру или форме.

Разделение фигур

Перед малышом можно рассадить две игрушки, например, Зайку и Мишку, и сказать, что Зайка любит круглые печенюшки, а Мишка — квадратные. Пусть малыш разделит фигуры между игрушками в соответствии с их предпочтениями.

«Что изменилось»

Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6, просят внимательно рассмотреть и запомнить их. Затем просят закрыть глаза и убирают одну из фигур. После произнесения считалочки «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просят сказать, какой фигуры не стало. Когда ребенок уже хорошо справляется с заданиями, их можно усложнить: фигурки не убираются, а меняются местами.

«Какая фигурка лишняя»

Выкладывают три фигурки — две со схожими свойствами и одну отличающуюся. Например, можно предложить ребенку назвать лишнюю фигуру: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одну желтую; две тонкие и одну толстую; две большие и одну маленькую.

«Чудесный мешочек»

Все фигурки складываются в мешок, и ребенка просят на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем можно достать все квадратные, прямоугольные и треугольные блоки.

«Бусы»

Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. Можно чередовать по форме, размеру и толщине. Предложите сделать бусы, как эти, и продолжить ряд по образцу.

«Продолжи ряд»

Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

«Найди клад»

Перед ребенком выкладываем 8 логических блоков Дьенеша, а затем, пока он не видит, прячем под одним из них «клад» — монетку, камешек или вырезанную картинку. Задача ребенка — задавать наводящие вопросы, а вы отвечаете только «да» или «нет». Например, на вопрос «Клад под синим блоком?» вы говорите «нет», а на вопрос «Под красным?» — снова «нет». В итоге ребенок должен понять, что клад под желтым блоком, и продолжить задавать вопросы о размере, форме и толщине. Затем ход переходит к ребенку, и он сам прячет «клад», а воспитатель задает наводящие вопросы. В завершение в игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Выложи картинку»

Задача малыша — разобраться, какой именно элемент из комплекта нужно приложить к рисункам. Например, треугольник — это крыша домика. Также важно правильно подобрать цвет и размер, чтобы в итоге наслоить элементы друг на друга в соответствии с предлагаемыми аналогичными элементами изображения.

Уборку блоков можно также провести в игровой форме. Например, убрать все синие блоки, затем толстые, потом большие и так далее.

Игра должна быть интересной и увлекательной для ребенка. Заканчивать ее нужно до того, как малыш начнет уставать и отвлекаться. Логические блоки можно использовать в различных увлекательных играх, варианты которых можно придумывать самостоятельно. Главное, чтобы детям нравились такие занятия, и в процессе игр они будут становиться умнее, развивать память, речь и логическое мышление.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Конспект занятия по познавательному развитию «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по познавательному развитию «Логические блоки Дьенеша» Знакомство с блоками Дьенеша. Тип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение). Образовательная область: познавательное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-игровое пособие «Логические блоки Золтана Дьенеша»
Опубликовано: 17 апреля 2025 в 12:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебно-игровое пособие «Логические блоки Золтана Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Орехова (УИ 2454950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД