Юлия Боголюбова
Развитие речи с помощью средств ИКТ
Развиваем речь с помощью средств ИКТ
Дошкольный возраст – это время, которое характеризуется становлением и развитием всех сторон речи : фонетической, лексической и грамматической. В сензитивный период речевое развития является одним из самых необходимых компонентом формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий играют немало важную роль в эффективном развитии детей дошкольного возраста. Они помогают значительно расширить возможности предоставления образовательной и развивающей информации детям.
Публикация «Развитие речи с помощью средств ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для детей дошкольного возраста, в силу их возрастных особенностей понятен тот материал, который можно услышать, увидеть и потрогать. Информационно-коммуникативные технологии значительно помогают педагогу при составлении нового учебного материала или различных ситуаций, которые дошкольникам невозможно или трудно увидеть в повседневной жизни.
Под средствами информационно-коммуникативных технологий подразумевается применение:
персонального компьютера, ноутбука, планшета;
интернета;
телевизора;
видео и аудио материалов.
Это всё дает широкие возможности для развития детей.
Информационно-коммуникативные технологии можно использовать не только для индивидуальных занятий, но и для фронтальных и групповых.
Используя информационно-коммуникативные технологии, педагог дошкольного учреждения должен быть компетентен и понимать, когда, каким образом и как долго можно организовывать занятие. Использование информационно-коммуникативных технологий может повлиять на дошкольников как в положительно, так и в отрицательно, так как в дошкольном возрасте происходит очень быстрое развитие во всех областях. Длительное использование информационно-коммуникативных технологий уменьшает двигательную активность ребенка, также это может препятствовать социальному взаимодействию детей. Чтобы обеспечить здоровые и полезное использование информационно-коммуникативных технологий, важно соблюдать требования:
Занятия с использованием компьютера с детьми дошкольного возраста необходимо проводить в течение дня не более одного.
Применение ИКТ возможно не более трех раз в неделю.
После завершения занятия с детьми необходимо провести гимнастику для глаз.
Продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет она составляет 15 минут.
Для того, чтобы сократить утомляемость у детей на занятиях с использованием информационно-коммуникативных технологий, также необходимо соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места:
мебель должна соответствовать росту ребенка;
в помещении должен быть хороший уровень освещенности;
экран должен находиться на уровне глаз или быть немного ниже, но находиться на расстоянии не ближе 50 см;
ребенок, который носит очки, при использовании ИКТ должен работать в них;
на занятиях с использованием ИКТ педагог обязательно должен присутствовать.
В настоящее время педагоги все чаще применяют информационно-коммуникативные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.
Речь является одним из важнейших показателей культуры человека, его интеллекта и мышления. Она появляется еще в раннем детстве, она не имеет определенного грамматического значения, но по мере взросления ребенка его речь усложняется и обогащается. Дети начинают осваивать фонетический строй и лексику, узнают способы изменения слов и их сочетаний, начинают выстраивать свои высказывания логически, знакомятся с разнообразными стилями и жанрами, улучшают свою выразительность и четкость речи.
Исследуя речь детей, Ф. А. Сохин сформулировал три направления развития речи :
структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);
когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Грамотная речь в нынешнем обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребёнка она служит средством благоприятного обучения.
В настоящее время активизация и коррекция речевой деятельности дошкольников чаще всего происходит с использованием бумажных дидактических материалов, в том числе игрушек. А современные родители все реже уделяю времени на чтение книг своим детям, не инициируют полноценный диалог с ними, в следствии чего речь детей дошкольного возраста мало выразительна. Дети начинают допускать аграмматизмы, не используют многосложные предложения в своей речи. Недостаточное развитие речи, ограниченный словарный запас у дошкольников, скудный материал на занятиях влечет за собой отсутствие интереса к занятиям по развитию речи, не вызывает у них положительных эмоций и желания проявлять активность. В такой ситуации для того, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес к занятию у детей дошкольного возраста, педагог может использовать информационно-коммуникативные технологии.
При использовании информационно-коммуникативных технологий на занятии, дети дошкольного возраста могут проявить свою индивидуальность, задавая интересующие вопросы или обдумывая смоделированные ситуации. В группе возможно создать обстановку реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами, что в последствии благоприятно влияет на их речевое развитие. Они с интересом выполняют новые задания. Это так же благоприятно сказывается на повышении мотивации к обучению на занятиях по развитию речи.
Русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что детская природа ясно требует наглядности. Так и в развитии речи у детей дошкольного возраста немаловажную роль играют средства изобразительной наглядности. Использование изображений и видеоматериалов помогают педагогу подготовить интересный, научный и логично выстроенный материал для занятий по развитию речи для дошкольников.
При использовании наглядного материала у дошкольников задействуются три вида памяти:
зрительная;
слуховая;
моторная.
Необходимость постоянного улучшения качества используемого наглядного материала - самая веская причина, побуждающая к использованию ИКТ.
Использование информационно-коммуникативных технологий можно использовать на любом этапе изучения темы:
при объяснении нового материала;
при повторении пройденного материала;
при закреплении пройденного материала;
при обобщении материала.
Значимое новшество при использовании ИКТ – это интерактивность, которая позволяет педагогу развивать активные формы обучения для дошкольников.
Одной из наиболее лучших форм подготовки и предоставления учебного материала к занятиям по развитию речи можно назвать мультимедийную презентацию.
Мультимедийная презентация является удобным и эффективным способом предоставления информации для детей, ведь она может сочетать в себе динамику, звук и изображение, именно это может помочь педагогу дольше удерживать внимание детей дошкольного возраста.
Использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи с детьми дошкольного возраста имеет множество преимуществ:
1) помогает увеличивать познавательную активность детей и повышает объем изученного материала;
2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и педагогом;
3) использует наглядно-образный вид информации, который понятен детям дошкольного возраста;
4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость;
5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;
6) способствует развитию умения оценивать свою деятельность, контролировать совй результат;
7) формирует положительное эмоциональное состояние детей в процессе занятий, что является залогом успеха.
При использовании мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи можно за гораздо короткое время формировать у детей дошкольного возраста грамматический строй речи. При применении информационно-коммуникативных технологий на занятиях у детей происходит:
стимулирование речевой активности;
увеличение речевой деятельности;
появление с первых минут интереса к занятию и последующее его удержание до конца занятия.
Положительные результаты применения информационно-коммуникативных технологий на занятиях по развитию речи подтверждают следующие факторы:
у детей повышается мотивация и формируются произвольные познавательные интересы;
знания, которые дети получают на занятиях, быстрее запоминаются могут с легкостью использоваться в повседневной жизни;
родители могут использовать информационно-коммуникативные технологии дома для занятий с детьми. В свою очередь, это способствует закреплению полученного материала, который был получен в образовательном учреждении.
Таким образом, благодаря информационно-коммуникативным технологиям обучения происходит увеличение эффективности работы педагога по формированию грамматических навыков, способствуя эмоционально-мотивационному звену речевой деятельности детей дошкольного возраста.
При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.
Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, способствуя интересному и простому обучению детей.