МААМ-картинки

Развитие речи с помощью средств ИКТ

Юлия Боголюбова
Развитие речи с помощью средств ИКТ

Развиваем речь с помощью средств ИКТ

Дошкольный возраст – это время, которое характеризуется становлением и развитием всех сторон речи : фонетической, лексической и грамматической. В сензитивный период речевое развития является одним из самых необходимых компонентом формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий играют немало важную роль в эффективном развитии детей дошкольного возраста. Они помогают значительно расширить возможности предоставления образовательной и развивающей информации детям.

Публикация «Развитие речи с помощью средств ИКТ» размещена в разделах

Для детей дошкольного возраста, в силу их возрастных особенностей понятен тот материал, который можно услышать, увидеть и потрогать. Информационно-коммуникативные технологии значительно помогают педагогу при составлении нового учебного материала или различных ситуаций, которые дошкольникам невозможно или трудно увидеть в повседневной жизни.

Под средствами информационно-коммуникативных технологий подразумевается применение:

персонального компьютера, ноутбука, планшета;

интернета;

телевизора;

видео и аудио материалов.

Это всё дает широкие возможности для развития детей.

Информационно-коммуникативные технологии можно использовать не только для индивидуальных занятий, но и для фронтальных и групповых.

Используя информационно-коммуникативные технологии, педагог дошкольного учреждения должен быть компетентен и понимать, когда, каким образом и как долго можно организовывать занятие. Использование информационно-коммуникативных технологий может повлиять на дошкольников как в положительно, так и в отрицательно, так как в дошкольном возрасте происходит очень быстрое развитие во всех областях. Длительное использование информационно-коммуникативных технологий уменьшает двигательную активность ребенка, также это может препятствовать социальному взаимодействию детей. Чтобы обеспечить здоровые и полезное использование информационно-коммуникативных технологий, важно соблюдать требования:

Занятия с использованием компьютера с детьми дошкольного возраста необходимо проводить в течение дня не более одного.

Применение ИКТ возможно не более трех раз в неделю.

После завершения занятия с детьми необходимо провести гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет она составляет 15 минут.

Для того, чтобы сократить утомляемость у детей на занятиях с использованием информационно-коммуникативных технологий, также необходимо соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места:

мебель должна соответствовать росту ребенка;

в помещении должен быть хороший уровень освещенности;

экран должен находиться на уровне глаз или быть немного ниже, но находиться на расстоянии не ближе 50 см;

ребенок, который носит очки, при использовании ИКТ должен работать в них;

на занятиях с использованием ИКТ педагог обязательно должен присутствовать.

В настоящее время педагоги все чаще применяют информационно-коммуникативные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.

Речь является одним из важнейших показателей культуры человека, его интеллекта и мышления. Она появляется еще в раннем детстве, она не имеет определенного грамматического значения, но по мере взросления ребенка его речь усложняется и обогащается. Дети начинают осваивать фонетический строй и лексику, узнают способы изменения слов и их сочетаний, начинают выстраивать свои высказывания логически, знакомятся с разнообразными стилями и жанрами, улучшают свою выразительность и четкость речи.

Исследуя речь детей, Ф. А. Сохин сформулировал три направления развития речи :

структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);

когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Грамотная речь в нынешнем обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребёнка она служит средством благоприятного обучения.

В настоящее время активизация и коррекция речевой деятельности дошкольников чаще всего происходит с использованием бумажных дидактических материалов, в том числе игрушек. А современные родители все реже уделяю времени на чтение книг своим детям, не инициируют полноценный диалог с ними, в следствии чего речь детей дошкольного возраста мало выразительна. Дети начинают допускать аграмматизмы, не используют многосложные предложения в своей речи. Недостаточное развитие речи, ограниченный словарный запас у дошкольников, скудный материал на занятиях влечет за собой отсутствие интереса к занятиям по развитию речи, не вызывает у них положительных эмоций и желания проявлять активность. В такой ситуации для того, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес к занятию у детей дошкольного возраста, педагог может использовать информационно-коммуникативные технологии.

При использовании информационно-коммуникативных технологий на занятии, дети дошкольного возраста могут проявить свою индивидуальность, задавая интересующие вопросы или обдумывая смоделированные ситуации. В группе возможно создать обстановку реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами, что в последствии благоприятно влияет на их речевое развитие. Они с интересом выполняют новые задания. Это так же благоприятно сказывается на повышении мотивации к обучению на занятиях по развитию речи.

Русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что детская природа ясно требует наглядности. Так и в развитии речи у детей дошкольного возраста немаловажную роль играют средства изобразительной наглядности. Использование изображений и видеоматериалов помогают педагогу подготовить интересный, научный и логично выстроенный материал для занятий по развитию речи для дошкольников.

При использовании наглядного материала у дошкольников задействуются три вида памяти:

зрительная;

слуховая;

моторная.

Необходимость постоянного улучшения качества используемого наглядного материала - самая веская причина, побуждающая к использованию ИКТ.

Использование информационно-коммуникативных технологий можно использовать на любом этапе изучения темы:

при объяснении нового материала;

при повторении пройденного материала;

при закреплении пройденного материала;

при обобщении материала.

Значимое новшество при использовании ИКТ – это интерактивность, которая позволяет педагогу развивать активные формы обучения для дошкольников.

Одной из наиболее лучших форм подготовки и предоставления учебного материала к занятиям по развитию речи можно назвать мультимедийную презентацию.

Мультимедийная презентация является удобным и эффективным способом предоставления информации для детей, ведь она может сочетать в себе динамику, звук и изображение, именно это может помочь педагогу дольше удерживать внимание детей дошкольного возраста.

Использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи с детьми дошкольного возраста имеет множество преимуществ:

1) помогает увеличивать познавательную активность детей и повышает объем изученного материала;

2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и педагогом;

3) использует наглядно-образный вид информации, который понятен детям дошкольного возраста;

4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость;

5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;

6) способствует развитию умения оценивать свою деятельность, контролировать совй результат;

7) формирует положительное эмоциональное состояние детей в процессе занятий, что является залогом успеха.

При использовании мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи можно за гораздо короткое время формировать у детей дошкольного возраста грамматический строй речи. При применении информационно-коммуникативных технологий на занятиях у детей происходит:

стимулирование речевой активности;

увеличение речевой деятельности;

появление с первых минут интереса к занятию и последующее его удержание до конца занятия.

Положительные результаты применения информационно-коммуникативных технологий на занятиях по развитию речи подтверждают следующие факторы:

у детей повышается мотивация и формируются произвольные познавательные интересы;

знания, которые дети получают на занятиях, быстрее запоминаются могут с легкостью использоваться в повседневной жизни;

родители могут использовать информационно-коммуникативные технологии дома для занятий с детьми. В свою очередь, это способствует закреплению полученного материала, который был получен в образовательном учреждении.

Таким образом, благодаря информационно-коммуникативным технологиям обучения происходит увеличение эффективности работы педагога по формированию грамматических навыков, способствуя эмоционально-мотивационному звену речевой деятельности детей дошкольного возраста.

При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, способствуя интересному и простому обучению детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речиДидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Здравствуйте, дорогие друзья и.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи с помощью средств ИКТ
Опубликовано: 17 апреля 2025 в 12:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи с помощью средств ИКТ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Боголюбова (УИ 3467747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД