Алевтина Иванова
Тема: «Реализация гендерного подхода с учётом пола ребёнка на НОД по физической культуре, в подвижных и спортивных играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете
Тема : «Реализация гендерного подхода с учётом пола ребёнка на НОД по физической культуре, в подвижных и спортивных играх»
Гендер (от англ. gender – род, пол) – это комплекс репродуктивных, общесоматических поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки, мужчины или женщины.
Публикация «Тема: „Реализация гендерного подхода с учётом пола ребёнка на НОД по физической культуре, в подвижных и спортивных играх“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс, т. е., в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.
Актуальность моей темы состоит в том, что:
1. Идеи дифференцированного гендерного воспитания прослеживаются на протяжении всего исторического развития общества. У каждого народа существовали свои неповторимые системы воспитания подрастающего поколения. В связи с различными ролевыми функциями в обществе почти всегда воспитание мальчиков и девочек было различно, современное общество заметно проигрывает в вопросах гендерного воспитания детей, в том числе и физическое воспитание дошкольников, как и всё дошкольное воспитание чаще всего ориентируется на «условного» ребенка, а не «мальчика» и «девочку».
2. Сегодня физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждений практически не имеет различий для мальчиков и для девочек: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда необходимо тестировать уровень физического состояния детей- нормативы для девочек, как правило, несколько ниже, чем для мальчиков.
3. Также, не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности.
4. Известно, что первоначальное осознание ребёнка самого себя происходит по принципу половой принадлежности: даже маленький ребёнок понимает, что он мальчик или девочка. И это влияет на его дальнейшее развитие - как физиологическое, так психическое.
Тема мужского и женского начал стара как мир. К ней обращались философы, поэты, врачи, педагоги. В настоящее время проблема гендерного воспитания привлекает внимание специалистов разных областей –физиологов, социологов, психологов, педагогов.
Одна из основных задач, которую я поставила в своей работе –
это проследить динамику развития физических качеств детей, занимающихся по гендерной дифференцированной программе и сравнить с показателями детей, занимающихся по другим программам. Мы разработали диагностическую карту, в которой отражаются не только показатели развития физических качеств на начало и конец года, но и психологические особенности ребенка, антропометрия, показатели физического развития, опрос родителей о здоровье ребенка и их мнение о гендерном подходе в физическом воспитании детей.
На начало года:
1. Социологический опрос показал, что 76,3% родителей высказали,за” проведение дифференцированных физкультурных занятий, 20,8% -воздержались от конкретного ответа и 2,9% были против. Поэтому мы не стали переводить всех детей на нетрадиционную форму проведения занятий по физической культуре.
2. На начало года была проведена диагностика и сделан сравнительный анализ уровня развития физических качеств детей разных групп. (диаграмма №2).
3. При взаимодействие с психологом были исследованы проявления личностных качеств и взаимоотношения детей в НОД по физической культуре. (диаграмма №1). Проведенные собеседования психолога с родителями и детьми, выявили личностные проблемы каждого ребенка.
Наблюдая за поведением дошкольников в детском саду, психолог Алексеева Н. Ю. обратила внимание, что в последнее время возросла агрессивность как мальчиков, так и девочек. Агрессия девочек по форме отличается от агрессии мальчиков: у них преобладает словесная агрессия (кричат, обзываются, но нередко, как и мальчики, девочки стали прибегать к дракам. Часто проявляется нетерпимость ребенка к детям противоположного пола. У других детей наблюдалось неуверенность в себе, робость, замкнутость. Они пассивно включались в игровую деятельность.
Для создания условий, способствующих гендерному воспитанию детей, был сформирован координационный совет, на котором были определены направления нашей деятельности.
Обследования физического развития детей проводились специалистами: врачом–ортопедом Областного физкультурного диспансера Доменковой Н. В., старшей медсестрой МОУ № 11 Завьяловой Н. Л., Было выявлено, что более 50% детей имеют проблемы со здоровьем. На основании исследований, проведенных в нашем дошкольном учреждении на протяжении семи лет, под руководством врача- ортопеда, мы выявили, что нарушение осанки у девочек выше, чем у мальчиков, а плоскостопие у мальчиков встречается чаще чем у девочек.
Гендерный подход заключался в изменении содержания НОД по физической культуре. В процессе интеграции в разные виды деятельности, в направлении «художественно-эстетическое развитие», было организовано сотрудничество с музыкальными руководителями в проведении конкурсов «Добры молодцы и красны девицы», прошла выставка детских рисунков «Я –спортсмен», В целях развития «социально-личностного», воспитателями и родителями были организованы экскурсии в пожарную часть, где было рассказано о мужественной профессии «Пожарного» и на швейную фабрику,где познакомились с работой швеи. В группах проводились беседы, рассказы о видах спорта, спортсменах, познавательные викторины.
Помимо основных программных требований в перспективный план работы были включены специальные виды деятельности, упражнения, игры отдельно для мальчиков и девочек. Расширено и преобразовано предметно-развивающее пространство девочек и мальчиков. Проводились дополнительные кружки по «эстетической гимнастике» для девочек, где использовались элементы художественной гимнастики, хореографии, черлиденга.
Предметно-развивающее среда для мальчиков содержала: набор гантелей, утяжелителей, детские боксерские груши, перчатки, резиновые эспандоры и т. д.
Для мальчиков проводились кружки ОФП футбола, силовой гимнастики, в большем объеме использовались тренажеры.
Чтобы проследить динамику изменений результатов тестирований по физическому и психологическому состоянию детей мы взяли показатели тестов в трех группах:
В конце года были подведены итоги работы : по оценкам показателей роста физических качеств на диаграммы № 1 Мы видим, что, у детей группы №1, где занятия проводились раздельно между мальчиками и девочками они темпы прироста выше. Также мы можем отметить, что только в этой группе средний показатель прироста у мальчиков выше, чем у девочек. В других группах эти показатели у девочек выше, чем у мальчиков. Это показывает, что введение специальных упражнений интенсифицируют развитие физических качеств. Высокие результаты у мальчиков по показателям развития силы и выносливости достигнуты не только за счет эффективного использования физических упражнений, но и за счет развития морально – волевых качеств.
А так же в группе №1 больше детей стали проявлять лидерские качества.
Агрессивность мальчика снижалась за счет, переключения его внимание на защиту и помощь робкой девочки, а та в свою очередь почувствовала поддержку и уверенность. Агрессивность у девочек тоже снизилась с помощью формирования ценных нравственных качеств и правильного взаимоотношения между разнополыми детьми.
По итогам проведенной работы мы можем выводы:
1. Гендерный подход в построении НОД по ФИЗО позволяет педагогу, организующему двигательную деятельность детей, добиваться высоких результатов, как в физическом развитии, так и в формировании личности, заложенной природой.
2. У детей дифференцированной группы выше результаты по развитию физических качеств, чем у детей контрольной группы.
3. Совместная деятельность детей разного пола дают большую возможность для построения правильных взаимоотношений между мальчиками и девочками.
4. Работа с родителями дала положительную тенденцию по восприятию роли гендерного подхода в воспитании и развитии ребенка.
Многолетний опыт работы с дошкольниками показал, что гендерный подход в реализации программы по физической культуре дает положительную динамику, но наиболее целесообразно, как с точки зрения учета половых особенностей развития детей, так и в связи сформированием их гендерного поведения, проводить часть НОД раздельно между мальчиками и девочками, а часть совместно.