Жанна Сухина
Реализация гендерного подхода в процессе познавательно-исследовательской деятельности в условиях ДОО. (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация гендерного подхода в процессе познавательной деятельности в детском саду началась с создания стратегической команды, которая осуществляла координацию действий, разработку нормативных документов, научно-методического и информационного обеспечения.
С целью структурирования всех моментов по организации познавательно-исследовательской деятельности с учетом гендерного подхода нами была создана «Дорожная карта», где четко прослеживается создание продукта, как результата проведенного мероприятия на каждом этапе.
Публикация «Реализация гендерного подхода в процессе познавательно-исследовательской деятельности в условиях ДОО, (из опыта работы)» размещена в разделах
В систему работы по данной теме были включены все участники образовательного процесса : педагоги, дети и их родители (законные представители).
Первоначально нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к организации познавательно-исследовательской деятельности с учетом гендерного подхода. Подобрали и проанализировали теоретический и практический материал по данной теме. Провели анкетирование педагогов с целью выявления уровня компетентности по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с учетом их половой принадлежности.
Изучили психолого-педагогическую литературу по данной теме. Для повышения методической грамотности и выявления проблем, с которыми сталкиваются педагоги, были разработаны и проведены ряд семинарских занятий-практикумов для педагогов, в ходе которых рассмотрели вопросы: «Особенности развития познавательных процессов мальчиков и девочек», «Роль педагога в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности мальчиков и девочек» и деловая игра «Педагогический аквариум». Итоговым продуктом этих занятий стали практические рекомендации для педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности с учетом психологических особенностей девочек и мальчиков. Также систематизирован банк игр и опытов по познавательно-исследовательской деятельности для мальчиков и девочек, проведены открытые мероприятия с детьми.
Реализация Образовательной программы требует организации в детском саду развивающей предметно-пространственной среды, все компоненты которой связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению, а так же в соответствии с требования указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, познавательной и т. п, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Членами стратегической команды были разработаны требования к оформлению предметно-пространственной развивающей среды по познавательно-исследовательской деятельности с учетом гендерной социализации и информационный бюллетень с методическими рекомендациями по организации развивающей предметно-пространственной среды.
Наш детский сад имеет опыт работы по организации трудовой деятельности с учетом полоролевых различий детей. С целью обогащения социального опыта и освоения трудовой деятельности нами была разработана дополнительная образовательная программа для девочек «НеоКухня». Учитывая то, что мальчики исследователи от рождения, мы создали дополнительную программу «Маленький фокусник», по организации процесса экспериментирования с учетом их психологических особенностей. Главными задачами любого детского сада является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, так как родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.
Работа с родителями носит информационно – просветительский характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью мы использовали различные формы сотрудничества, как традиционные, так и нетрадиционные.
На сайте детского сада имеется страничка «Гендерное воспитание». В социальной сети создана группа «Отчего и почему», где родители найдут практический и теоретический материал по вопросам воспитания сыновей и дочерей, могут задать вопросы, поделиться опытом.
Для получения максимально полного представления об организации познавательной деятельности в семьях, привлечения родителей к данной теме, мы использовали интервьюирование, кейс идей, почтовый ящик. Был создан электронный каталог новых форм работы с родителями по познавательно-исследовательской деятельности с учетом психологических особенностей мальчиков и девочек.
Таким образом были созданы условия, способствующие организации познавательно-исследовательской деятельности с учетом гендерного подхода. Стратегической командой были решены следующие задачи:
-разработать требования к развивающей предметно-пространственной среде по познавательно-исследовательской деятельности с учетом гендерной социализации, создать и организовать ее.
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;
-организовать консультативно-методическую поддержку родителей в вопросах гендерного воспитания;
-освоить механизм проведения контроллинга;
- разработать пакет учебно-методического инструментария, позволяющего осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность с учетом гендерного подхода.
Организация познавательно-исследовательской деятельности с учетом полоролевых различий детей предоставила возможность:
для педагогов: грамотно моделировать свою деятельность по развитию, обучению и воспитанию, создавая условия для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
для родителей: эффективно организовывать взаимодействие с ребенком, учитывая особенности воспитания детей разного пола.
для детей: проявлять активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности, инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видеть проблему. Активно высказывать предположения. Выдвигать предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планировать предстоящую экспериментальную деятельность. Осознано выбирать предметы и материалы для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Помнить о цели работы на протяжении всей деятельности. Доводить дело до конца.
Выстраивание образовательного процесса с учетом гендерного подхода позволит нам повысить качество образования и в дальнейшем повысить имидж дошкольного учреждения.