Юлия Попова
Организация развивающей предметно — пространственной среды с учётом гендерного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно – пространственной среды с учётом гендерного подхода
Попова Ю. А.
воспитатель.
Оптимальная организация развивающей предметно- пространственной среды в детском саду является важнейшим условием осуществления образовательного процесса. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Публикация «Организация развивающей предметно — пространственной среды с учётом гендерного подхода» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с поставленными образовательными целями создаёт развивающую предметно-пространственную образовательную среду, которая в соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС дошкольного образования, должна быть:
• содержательно насыщенной;
• трансформируемой; полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
Кроме того, развивающая предметно-пространственнаясреда в дошкольной организации, реализующей Программу «Радуга», должна обеспечивать:
• Учёт национально-культурных и климатических условий (необходимый региональный компонент);
• учёт возрастных возможностей детей;
• в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия.
Гендерный подход в организации развивающей среды нацелен на успешность воспитания детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей. Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач: 1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей; 2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту; 3) стимулирование у педагогов желания заниматься решением данной проблемы и повышение их профессиональной компетентности в данном вопросе через изучение специализированной литературы; 4) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников. Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды :
- достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;
- наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.
При организации предметно-развивающей среды пространство, представляющее интерес для девочек, может быть невелико, так как им достаточно небольшого места в группе или на улице, чтобы долгое время играть, например, в «Дочки-матери», или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном прост- ранстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании. У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные, чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Поэтому необходимо мальчикам предоставлять больше места для деятельности, учитывая при этом гендерное пространство группы. Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек должна быть детализирована с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия : взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше - их назначением. Поэтому уголок сюжетных игр должен быть насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами- заместителями, а значит, такая детализация предметов мальчикам не нужна. Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. Поэтому мальчики любят играть с различными конструкторами с разнообразными деталями, трансформерами, строительными блоками, с инструментами, наборами машин с подвижными частями.
Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группах целесообразно использовать маркеры гендерных различий как элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, можно использовать предметные картинки с гендерной направленностью для маркировки полотенца, шкафчиков, кроваток.
При этом осуществляется индивидуальный подход к детям, который заключается в учете их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и ее цветовому решению.
В построении пространства и его наполнении содержанием не учитывалось соотношение количества мальчиков и девочек, так например, группу посещает 25% девочек, соответственно 75% мальчиков, а уголок для сюжетно-ролевых игр для девочек занимает большую часть пространства, это ущемляет интересы мальчиков и замедляет процесс формирования у них гендерной идентичности. Поэтому на сегодняшний день важно уделять внимание не только содержанию развивающей среды, но и пересматривать гендерное пространство группы. Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимо- отношения.
Таким образом, гендерный подход, т. е. учет половых различий детей, при организации развивающей предметно-пространственной среды, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.