Наталья Горик
Методы наглядного моделирования на этапе автоматизации звуков в связной речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение устной речью вызывает большие трудности у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у детей с ТНР наблюдается истощаемость внимания, слабая слуховая память, быстрая утомляемость в процессе занятий. Поэтому для повышения интереса к логопедическому занятию, его результативности учителям-логопедам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Как показывает практика, эффективным способом автоматизации звука в связной речи является наглядное моделирование.
Публикация «Методы наглядного моделирования на этапе автоматизации звуков в связной речи у детей с ТНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В основе метода выступают заменители (или модели, такие как, планы, чертежи, условные обозначения, схемы. Моделирование в виде мнемодорожек и мнемотаблиц традиционно используется педагогами дошкольных учреждений для формирования связной речи. Широкое применение получило графическое изображение предлогов.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста.
Так, при использовании различных схем меняется характер деятельности детей : дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». Мнемосхемы могут успешно применяться на любом этапе коррекционного процесса, в том числе на этапе автоматизации звуков в связной речи. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Иначе говоря, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения текста.
При составлении рассказов на материале мнемосхем дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Как работать с текстом по мнемотехнике на этапе автоматизации звука?
Сначала подбираем текст для автоматизации конкретного звука. Далее читаем произведение с опорой на картину. Потом, обязательно вместе с ребенком подбираем знаки к словам текста и рисуем картинно-графический план текста. Читаем текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки-символы составленного совместно с ребенком картинно-графического плана. А после просим ребенка пересказать текст с опорой на план.
Как должен быть составлен картинно-графический план? Он должен отражать содержание текста последовательно. Все графические объекты, которые мы используем в плане, ребенок должен легко узнавать. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, например, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник.
Дети старшего дошкольного возраста являются основным контингентом в работе логопеда на базе МБДОУ. Поэтому в картинно-графическом плане пересказа могут присутствовать и буквы, для обозначения союзов, предлогов, междометий. Можно условно определить символы слов-признаков и слов-действий.
Таким образом, наглядное моделирование способствуют не только закреплению поставленного звука, но и развитию высших психических функций, облегчают ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей действительности. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.