Алена Доронина
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения воспитателям необходимо анализировать несколько факторов. К ним относятся качество:
• усвоения учебного материала,
• интенсивность накопления ребенком социального опыта,
• освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся.
На практике чаще всего применяются такие методы, как:
• повседневное наблюдение за занятиями воспитанников,
Публикация «Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности воспитанников» размещена в разделах
• устный опрос (беседа,
• результаты продуктивной деятельности (практический контроль).
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Повседневное наблюдение за учебной работой воспитанников. Этот метод позволяет воспитателю составить представление о том, как ведут себя воспитанники на занятиях; как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере они проявляют coo6pазительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности, степень их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Накопление достаточного количества наблюдений позволяет воспитателю определять индивидуальные особенности воспитанников, учитывать их в работе и, следовательно, более объективно подходить к оценке знаний воспитанников.
Устный опрос является наиболее распространенным при оценке знаний воспитанников. Сущность этого метода контроля заключается в том, что воспитатель задает воспитанникам вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, определяет степень его усвоения. Иногда устный опрос называют беседой. Воспитатель может предложить одному воспитаннику изложить всю тему целиком. Целостный ответ позволяет выявить глубину знаний и полноту усвоения их логики. Однако, будучи эффективным методом контроля знаний воспитанников. При устном опросе качество ответов предусмотреть невозможно, поэтому воспитатель должен быстро реагировать на ответ, задавать, если это надо, дополнительные вопросы, просить полного ответа.
Результаты продуктивной деятельности (практический контроль) применяется на занятиях по рисованию, аппликации (сборка конструкций различными способами, лепка из специальной глины или пластилина, изготовление всевозможных поделок, мозаики и аппликаций, более сложные занятия с различными макетами)
Этот метод контроля необходим, если необходимо проверить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы.
Проделанная работа даё т следующие результаты: для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью, у детей развиваются творческие способности, в группе у детей улучшается психологическое самочувствие, дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.
При самоконтроле результат должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Здесь от воспитанника требуется умение самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения задания и устранять обнаруженные пробелы в знаниях (например, правильно ли мы приклеили крылышко самолету, правильно ли грузовик едет по дороге и пр) Стараться, чтобы ребенок сам ответил на вопрос, сам увидел ошибку.
Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет воспитанникам заниматься с интересом и большим желанием, а также даёт реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего научения в дальнейшем.
Сочетание различных методов контроля называется комбинированным, или уплотненным, контролем.