Светлана Егорова
«Разнообразные методы работы педагога по развитию речи воспитанников ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи очень важный раздел программы. Чтобы преподнести его детям, воспитатель должен хорошо владеть определенным объемом знаний, иметь чистую, правильную, грамотную, образную речь, знать детскую литературу; уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребенку, знать алгоритм описания картинок, уметь правильно, логично и увлекательно для детей поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми и, наконец, просто иметь добрые глаза и любить детей.
Публикация «„Разнообразные методы работы педагога по развитию речи воспитанников ДОУ“» размещена в разделах
Как мы знаем, в методике обучения родному языку существует несколько групп методов. (Метод – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми ЗУН).
1- я группа – это наглядные методы : осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов; показ картин и фотографий, кинофильмов, диафильмов и т. п. С целью закрепления полученных знаний и формирования связной речи используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым содержанием, рассматривание игрушек, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Воспитатель направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
2- я группа – это словесные методы. В основном это методы, связанные с художественным словом. Воспитатель читает детям художественное произведение, заучивает с ними наизусть стихи, обучает пересказу. Сюда же относится и метод рассказа воспитателя и метод беседы. В чистом виде словесные методы используются редко. Во всех них применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета или игрушки) или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (дети читают стихи кукле или появляется разгадка – предмет и т. п.).
3- группа методов – практическая. Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. Практические методы носят игровой характер. Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры – драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы используются для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы может быть использован метод трудового характера (черенкование, приготовление пищи).
К практическим методам относятся игры – занятия, игры – инсценировки этического характера. Они очень важны не только для воспитания культуры поведения, но и для развития речи, т. к. обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. («Кукла Таня у нас в гостях». В этой игре дети не только наблюдают действия, но и сами садятся за накрытые к чаю столы, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно вести себя за столом).
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач.
Прием – это элемент метода. Наиболее распространены такие словесные приемы. Речевой образец; повторение (звука, слова, фразы). Оно может быть индивидуальным, совместным (воспитатель и ребенок, хоровым.
Объяснение, указания; словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий). Оценка детской речи; вопрос.
Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения, действия (в игре – драматизации, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков обычно сочетаются со словесными приемами. (Образец произношения звука и показ картинки).
В развитии речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса; утрированно озабоченная – при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей, активизируются все процессы речи. На занятии можно использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровые персонажи (Петрушку, Незнайку, употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты). Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто скажет лучше?», красочность, новизна атрибутов.
Хочу предложить вашему вниманию наиболее интересные игры и приемы, которые можно использовать на занятиях:
Словесная игра «Кто, что умеет делать?» (картинки животных на фланелеграфе. Белочка – скачет, прыгает, грызет. Кошка, собака и т. д.).
Словесная игра «Зима – лето». (Я буду говорить о лете, а вы наоборот, о зиме. Аналогично проводится игра «Весна – осень»).
Летом солнышко светит ярко, греет жарко, а зимой – светит, да не греет. Летом земля покрыта зеленой травкой, а зимой (снегом). Летом деревья стоят в зеленой листве, а зимой (без листьев) и т. д.
Весной прилетают из теплых краев птицы, чтобы свить гнезда и вывести птенцов, а осенью… (улетают в теплые края, потому что им холодно и голодно). Весной идут теплые дожди, а осенью… холодные и т. д.
Дидактическая игра «Кто в домике живет?» (Это я, мальчик Димочка. Это я, девочка Алина и т. д. Или: Это я, Петров Вася. Это я, Жукова Даша и т. д.)
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Когда встает солнышко? (утром)
Когда поют птицы? (утром)
Что можно делать утром? (зарядку, умываться, идти в детский сад, на работу, в школу).
А когда солнышко высоко в небе? (Это бывает днем).
Что можно делать днем? (гулять, играть, ходить в магазин, обедать).
Когда заходит солнце? (вечером).
Что можно делать вечером? (смотреть телевизор, читать, играть, ужинать).
Когда в небе появляются звезды? Луна? и т. д.
При ознакомлении с временами года, их последовательностью можно прочитать стихотворение Трутневой «Четверо художников». Уточнить, о каких художниках говорится в нем? Какое сейчас время года? Предложить рассмотреть картины, представить себя в каком-нибудь времени года, в каком-нибудь уголке пейзажа и рассказать, что они видят, чувствуют. Что было раньше этих событий, что будет потом? (Прием вхождения в картину).
Также для развития творческого воображения (умения перевоплощаться в героев сказки) и развития речи можно использовать прием «Эмпатия» (элемент ТРИЗ). Сначала проводим игру «Подбери признаки». Кот (какой, мышонок (какой) – маленький, серенький, хвостик тоненький, длинный, глазки - бусинки. Живет в норке, любит хлебную корку. Затем предлагаем ребенку «превратиться» в любого персонажа и рассказать о себе: «Я мышонок. Я маленький, серенький…»
Интересен прием подготовки к пересказу: проговаривание по цепочке дословно каждого предложения рассказа. Ребенок, на котором цепочка останавливается, пересказывает весь рассказ.
Для развития звукоподражательных и творческих способностей детей, артистичности показываем картину (например, с изображением двух рыболовов. Один поймал целое ведро мелкой рыбы, другой – одну большую).
«О чем могут разговаривать эти два рыболова, озвучьте их».
Аналогично рассматриваем картину с двумя упрямыми козликами, которые встретились на мостике и не желают уступить друг другу дорогу.
«Что бы могли сказать друг другу эти упрямцы?
В нашей группе имеются такие наглядно – дидактические пособия:
1) «Времена года» (на фланелеграфе. Автор Агранович). Это пособие помогает реализовать сразу четыре задачи: 1. Обогащение словаря и формирование грамматических умений. 2. Развитие связной речи. 3. Развитие психических процессов. 4. Формирование пространственно – временных представлений.
2) Наглядное пособие «Времена года в городе, деревне, в природе» (ООО «Школьная пресса»). Предлагаемый картинный материал не только познакомит детей с изменениями природы на протяжении всего года, но и поможет понять связи между предметами и явлениями окружающего мира. В этом пособии 12 сюжетных иллюстраций, методические рекомендации, примерные темы занятий с вопросами и заданиями по каждой теме, а также стихи, загадки, пословицы, поговорки, календарные приметы и праздники.
3) Пособие «Мои первые 50 слов» - иллюстрации Алана Виллоу. Весело играя, ребенок познает мир. Повернув колесико и прочитав (или прослушав) задание, нужно найти каждое слово.
4) Еще одно наглядное пособие для воспитателей, родителей, учителей «Опорные схемы для составления описательных рассказов». В нем 16 рисунков по всем темам (овощи, фрукты, ягоды, грибы и т. д.). Предложенные схемы для составления рассказов обеспечивают формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа, развитие логического о образного мышления, воображения, наблюдательности, умение оперировать обобщающими понятиями «животные», «насекомые», «посуда» и т. д. ; углубление знаний детей об окружающей среде, улучшение коммуникативных навыков.