Тамара Кобякова
Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников»
Выбор средств и методов формирования дружеских отношений дошкольников зависит от ведущей задачи на данном возрастном этапе, от уровня общего и интеллектуального развития детей, от уровня уже существующих взаимоотношений между детьми.
Средства формирования дружеских отношений детей можно объединить в несколько групп:
Публикация «Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
художественные средства, к ним относятся художественная литература, музыка, кино, диафильмы, иллюстрации. Ценность данных средств определяется, прежде всего, их влиянием на эмоциональную сферу личности.
Книга, художественный рассказ помогают детям старшего дошкольного возраста осознать более сложные взаимоотношения и поступки людей. Чтение сказок «Крошка Енот» Л. Муур, «Тигренок, который говорил «Р-Р-Р!» и его друзья» А. Костинского, «Дядя Федор, кот и пес» Э. Успенского, стихов А. Барто «Вовка – добрая душа», С. Михалкова «Мы с приятелем.», «Песенка друзей», «Друзья в походе» способствует формированию представлений о дружбе, о необходимости дружить и беречь дружбу.
Песни А. Шаинского на слова М. Матусовского «Вместе весело шагать.», М. Гладкова на слова С. Козлова «Песенка львенка и черепахи», В. Шаинского на слова М. Танича «Когда мои друзья со мной», Ю. Чичкова на слова Я. Халецкого «Из чего же, из чего же.» эмоционально настраивают детей на дружеские отношения.
Использование художественных средств формирования дружеских отношений дошкольников осуществляется с помощью разнообразных методов : чтения и обсуждения, игровых методов и др.
Чтобы помочь детям осознать значение дружбы со сверстниками, ее ценность, необходимо побуждать их высказываться по вопросам: что понравилось в книге, почему, оценивать поступки героев с точки зрения отношения к ним других персонажей, объяснять, почему герой совершил тот или иной поступок.
этические беседы с детьми. Данные беседы можно проводить индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек и фронтально. Содержанием этических бесед могут стать возникшие в группе отношения между детьми, обсуждения нравственных проблем, содержащиеся в художественных произведениях. Беседа должна опираться на жизненный опыт детей, содержать в себе конкретные ситуации, иметь связь с последующей деятельностью детей и практикой их поведения, иметь диалогический характер. Например, воспитатель предлагает детям поговорить о дружбе. Он задает им вопросы:
• Кого вы считаете своими друзьями? Почему?
• Сколько друзей может быть у человека?
• Как вы понимает пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей?
• Каким вы представляете настоящего друга?
• Сможем ли мы жить в группе дружно, не ссорится?
• Кто первый уступит во время ссоры?
После обсуждения можно предложить детям проблемные ситуации:
• Ты хотел бы дружить с Сашей, а у него уже есть друг. Как ты поступишь?
• Два твоих друга поссорились. Один из друзей пожаловался на другого. Как ты поступишь?
собственной деятельности детей: игры, труда, художественной деятельности. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, но их объединяет то, что в процессе осуществления деятельности дети вступают в определенные взаимоотношения, учатся согласовывать свои действия. От действия каждого зависит общий успех деятельности, поэтому дети помогают друг другу, вступают в отношения сотрудничества. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы старшие дошкольники могли постоянно упражняться в гуманном, заботливом отношении друг к другу, в проявлении взаимопомощи, в совместной деятельности самого разного характера.
совместная художественная деятельность: подготовка и проведение праздников, развлечений, конкурсов, соревнований и других эмоционально насыщенных форм воспитания, включающих в себя разнообразные методы, приемы и средства воспитания.
Ценность данных средств формирования дружеских отношений заключается в том, что дети вместе разучивают песни, стихи, танцевальные номера, готовят инсценировки, вступая друг с другом в отношения сотрудничества, «болея» за общее дело. Эмоциональность, насыщенность праздников, помогает детям лучше узнать друг друга, почувствовать ценность каждого, осознать ценность детского коллектива.
коллективные формы изобразительной деятельности: лепка, рисунок, аппликация, когда несколько детей договариваются между собой, что будут выполнять. Воспитатель использует коллективные формы работы для воспитания доброжелательного отношения детей друг к другу, умения договариваться между собой. Чувство удовлетворения, которое ребенок испытывает от совместной работы и ее результатов, - одно из условий, обеспечивающих проявление дружеских чувств к товарищам.
совместная трудовая деятельность. Совместный труд – это деятельность, предполагающая взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других при общей для всех цели.
Как отмечает Р. С. Буре, при такой форме организации желательно распределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой». При этом качество и скорость работы одного ребенка, влияет на показатели работы другого. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело, между детьми устанавливаются отношения взаимозависимости.
Коллективный труд используется в воспитании детей старшего дошкольного возраста, он является более высокой формой организации труда. В процессе его дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые помогают детям устанавливать взаимоотношения. Опираясь на имеющиеся представления и умения детей, воспитатель использует опосредованные методы воздействия : вместо прямого указания ставит вопрос, наблюдает, как дети договариваются о распределении работы, какой характер приобретают их взаимоотношения. Если наиболее инициативный ребенок, предлагая свой вариант, не считается с интересами других детей, не принимает их предложения, следует помочь ему понять недопустимость такого поведения, несправедливость по отношению к сверстникам, приучать сдерживать свои желания. И, наоборот, менее активных детей педагог побуждает к проявлению инициативы, помогает им включиться в коллектив, поддерживает их предложения. Этими приемами педагог способствует осознанию детьми важности коллективизма, развитию дружеских взаимоотношений.
О. Журавых отмечает значение совместной деятельности в воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости, способности понимать сверстника. Использование ситуаций, в которых ребенок действует не один, а вместе с другими детьми, помогает ему повернуться к другому человеку, понять его потребности и стремления, учит согласовывать действия, обращаться с просьбами, предлагать помощь, решать конфликты. Педагог предлагает детям в процессе выполнения совместной деятельности ситуации морального выбора, когда ребенок оказывается «на распутье» перед несколькими одинаково возможными, но разными по своему нравственному смыслу линиями поведения, из которых он должен предпочесть одну. Например, воспитатель говорит ребенку, закончившему свою работу: «Ты можешь пойти поиграть. Но если хочешь, помоги товарищу – у него задание оказалось труднее, чем у тебя. Сам выбери, что станешь делать». Активный эмоционально-нравственный анализ ситуаций, когда детям предлагается высказать свое мнение, объяснить, почему он поступил именно так, а не иначе, позволяет воспитателю сосредоточить внимание на социально-нравственной стороне деятельности детей. Все это влияет на формирование эмоциональной отзывчивости, помогает педагогу сформировать ориентацию ребенка на сверстника, на развитие дружеских чувств.
психологическая атмосфера, которая окружает ребенка в детском саду и дома. Позитивный психологический климат, доброжелательность, гуманность по отношению друг к другу детей и взрослых активизирует процесс формирования дружбы между детьми. Немаловажное значение в развитии дружеских отношений детей имеет педагог, его интуиция, наблюдательность, психолого-педагогическая культура. Воспитатель должен не только рассказывать детям, о том, как нужно действовать вместе, сообща, как помогать друг другу, но и выражать свое личностное отношение к проявлениям дружеских отношений детей, замечать их одобрять: похвалить ребенка за внимание к товарищу, восхититься тому, что ребенок умеет сопереживать, сочувствовать товарищу, радоваться его успехам.
Таким образом, можно выделить следующие средства формирования дружеских отношений дошкольников : художественные средства, труд, художественная деятельность, этические беседы, проблемные ситуации, обсуждение, пример взрослого. Особое место в формировании дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста принадлежит игре.
Список литературы
1. Антонова, Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. М. А. Васильевой. - М. : Педагогика, 2006.
2. Воспитание в труде [Текст] / Под ред. Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987.
3. Журавых, О. Пойми меня: Из опыта работы [Текст] /О. Журавых // Дошкольное воспитание. – 2002.- №2.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.