МААМ-картинки

Методы использования сказки в патриотическом воспитании дошкольника

Дарья Прохорова
Методы использования сказки в патриотическом воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная система изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» сказал К. Д. Ушинский.

Публикация «Методы использования сказки в патриотическом воспитании дошкольника» размещена в разделах

Задача дошкольного педагога - отобрать из множества впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (родного края, детского сада); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём, эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, образными, вызывающими неподдельный интерес. Именно, поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, дошкольный воспитатель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, научившись особенно особо выделять наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край.

Необходимо показать ребёнку, что его родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение будет иметь пример взрослых, в особенности, близких дошкольникам людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «долг перед Родиной», «трудовой подвиг» и т. д.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима. В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями.

В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках. Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».

Главной отличительной чертой русских народных сказок является то, что в них много глубинной духовности. Идея сказки, как правило, заключается в победе добра над злом, причем добро одерживает победу глобальным образом – уничтожается на корню источник зла, который может олицетворяться, например, в образе кощея бессмертного. Интересно, что смерть этого существа находится за его пределами – на конце иглы, а игла в яйце, яйцо в зайце, заяц в утке и т. д. (из сказки о Царевне-лягушке). Положительные герои ищут не столько личной выгоды, сколько пользы для близких людей или даже для всего общества.

Герои русской сказки всегда действуют сообща, помогают друг другу – это отражает нашу традицию жить общинной жизнью. В сказке «Царевна-лягушка» селезень помогает Ивану-царевичу поймать утку, щука достает со дна моря яйцо с иглой, медведь снимает сундук с дерева. Помощь оказывает даже Баба-Яга - самый харизматичный персонаж русских народных сказок. Происхождение свое Яга ведет из древнеиндийской ведической культуры. Это персонаж из мира духов, помогающий душам умерших перейти из царства живых в царство мертвых. В нашем фольклоре Баба-Яга из «духовного» существа переродилась скорее в более человеческое: это такая страшная злая женщина-колдунья, которая работает что называется «и вашим и нашим» - и навредить может и помочь. Изначально умная и красивая стала злой и уродливой, так как ее заколдовал кощей бессмертный за то, что отказалась ему служить. Баба-яга олицетворяет, так скажем, «проблему». Духовный потенциал русского человека велик, однако есть нечто, что мешает развитию этой духовности - это «баба-яга» как черта характера что ли. Вроде бы она хочет сделать добро, но все норовит и навредить. Русский человек непредсказуемо изобретателен и очень духовен, однако без Бога он может превратиться в страшное чудовище – змея-Горыныча о трех головах с огнедышащими пастями, а изощренную изобретательность направить на преступные цели. Обратившись же к Богу, он имеет возможность развить свои лучшие качества, достигнуть необыкновенной духовности и даже святости, как перечисленные выше святые угодники.

Что касается особых пристрастий, то «пир на весь мир», которым заканчиваются многие русские сказки говорит об особом отношении к еде (это как у немцев к дому или у англичан к деньгам). Застолья у нас любят. Интересно еще, что в отличие от немецких сказок, где главный положительный герой всегда мужчина, у нас наоборот: Иванушка - дурачок (ну, который на самом деле не такой уж и дурачок, и в то же время - Елена Прекрасная и Василиса Премудрая - положительными, идеализированными героями русских сказок часто являются женщины. Это отражается и в жизни - женщина в нашей культуре весьма уважаема, может обладать властью, имеет авторитет. Правильно это или нет - трудно судить, можно лишь сказать, что такова реальность. Кстати, прообразом такого персонажа как Иванушка - дурачок, возможно, стал преп. Сергий Радонежский, который в детстве не отличался умом и отставал в учебе от других детей, но по молитвам Бог дал ему способность к усвоению знаний. В сказках Иванушка - дурачок тоже достигает в итоге необыкновенных успехов, причем действует не столько в корыстных целях, сколько на благо общества.

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

дружба помогает победить зло («Зимовье»);

добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством, храбростью в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы»Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы» Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании» (Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Значение педагогических проектов в патриотическом воспитании младших дошкольниковЗначение педагогических проектов в патриотическом воспитании младших дошкольников У родителей и воспитателей одна общая задача – воспитание ребенка. Сотрудничество педагога с родителями делает образовательный процесс полноценным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы использования сказки в патриотическом воспитании дошкольника
Опубликовано: 17 января 2023 в 19:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы использования сказки в патриотическом воспитании дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Прохорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД