Дарья Прохорова
Методы использования сказки в патриотическом воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная система изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» сказал К. Д. Ушинский.
Публикация «Методы использования сказки в патриотическом воспитании дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Задача дошкольного педагога - отобрать из множества впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (родного края, детского сада); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём, эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, образными, вызывающими неподдельный интерес. Именно, поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, дошкольный воспитатель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, научившись особенно особо выделять наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край.
Необходимо показать ребёнку, что его родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение будет иметь пример взрослых, в особенности, близких дошкольникам людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «долг перед Родиной», «трудовой подвиг» и т. д.
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима. В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями.
В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках. Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».
Главной отличительной чертой русских народных сказок является то, что в них много глубинной духовности. Идея сказки, как правило, заключается в победе добра над злом, причем добро одерживает победу глобальным образом – уничтожается на корню источник зла, который может олицетворяться, например, в образе кощея бессмертного. Интересно, что смерть этого существа находится за его пределами – на конце иглы, а игла в яйце, яйцо в зайце, заяц в утке и т. д. (из сказки о Царевне-лягушке). Положительные герои ищут не столько личной выгоды, сколько пользы для близких людей или даже для всего общества.
Герои русской сказки всегда действуют сообща, помогают друг другу – это отражает нашу традицию жить общинной жизнью. В сказке «Царевна-лягушка» селезень помогает Ивану-царевичу поймать утку, щука достает со дна моря яйцо с иглой, медведь снимает сундук с дерева. Помощь оказывает даже Баба-Яга - самый харизматичный персонаж русских народных сказок. Происхождение свое Яга ведет из древнеиндийской ведической культуры. Это персонаж из мира духов, помогающий душам умерших перейти из царства живых в царство мертвых. В нашем фольклоре Баба-Яга из «духовного» существа переродилась скорее в более человеческое: это такая страшная злая женщина-колдунья, которая работает что называется «и вашим и нашим» - и навредить может и помочь. Изначально умная и красивая стала злой и уродливой, так как ее заколдовал кощей бессмертный за то, что отказалась ему служить. Баба-яга олицетворяет, так скажем, «проблему». Духовный потенциал русского человека велик, однако есть нечто, что мешает развитию этой духовности - это «баба-яга» как черта характера что ли. Вроде бы она хочет сделать добро, но все норовит и навредить. Русский человек непредсказуемо изобретателен и очень духовен, однако без Бога он может превратиться в страшное чудовище – змея-Горыныча о трех головах с огнедышащими пастями, а изощренную изобретательность направить на преступные цели. Обратившись же к Богу, он имеет возможность развить свои лучшие качества, достигнуть необыкновенной духовности и даже святости, как перечисленные выше святые угодники.
Что касается особых пристрастий, то «пир на весь мир», которым заканчиваются многие русские сказки говорит об особом отношении к еде (это как у немцев к дому или у англичан к деньгам). Застолья у нас любят. Интересно еще, что в отличие от немецких сказок, где главный положительный герой всегда мужчина, у нас наоборот: Иванушка - дурачок (ну, который на самом деле не такой уж и дурачок, и в то же время - Елена Прекрасная и Василиса Премудрая - положительными, идеализированными героями русских сказок часто являются женщины. Это отражается и в жизни - женщина в нашей культуре весьма уважаема, может обладать властью, имеет авторитет. Правильно это или нет - трудно судить, можно лишь сказать, что такова реальность. Кстати, прообразом такого персонажа как Иванушка - дурачок, возможно, стал преп. Сергий Радонежский, который в детстве не отличался умом и отставал в учебе от других детей, но по молитвам Бог дал ему способность к усвоению знаний. В сказках Иванушка - дурачок тоже достигает в итоге необыкновенных успехов, причем действует не столько в корыстных целях, сколько на благо общества.
Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
дружба помогает победить зло («Зимовье»);
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством, храбростью в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность