Лариса Анатольевна Балабанова
Методы и средства реализации культурной практики детского речевого творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе
Рассказа «Цветик-семицветик» В. Катаева (старшая группа)
Цель:
Ориентировать детей на ценность поступков, направленных на благо других людей. Учить замечать особенности сказочного повествования.
В:Есть у меня один цветок, не простой, необычный. И лепестки у него какие-то странные – разноцветные. Почему?
Ответы детей
В: Давайте вместе вспомним волшебные слова из сказки для исполнения желаний:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Публикация «Методы и средства реализации культурной практики детского речевого творчества» размещена в разделах
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
В: А какое же было первое желание девочки, кстати, как ее звали?
Ответы детей
В: Ребята, а могла Женя обойтись без лепестка в этом случае?
Ответы детей
В: Можно было извиниться перед мамой, и честно объяснить, как это произошло, и больше так не делать.
В: Ребята, если бы вдруг такое произошло с вами, и у вас нет такого цветочка. Давайте представим – кто-нибудь из вас будет «мамой», другой – девочкой Женей. (Разыгрывание ситуации «Как сказать маме?»)
В: Следующее желание Жени – это?
Ответы детей
Воспитатель: Почему она не призналась маме?
Дети: (Испугалась, побоялась, струсила).
В: А называется это качество, ребята, – трусость. Издавна люди о трусости говорили: «Волков бояться – в лес не ходить», «Трус и собственной тени боится».
В: А давайте мы с вами побудем волшебниками и поможем Жене склеить вазу.
(Игра-пазл «Собери вазу»)
В: Третье желание?
Дети: (Иметь много игрушек).
В: Какое качество проявилось в Жене в этот момент?
Дети: (Жадность).
В: Про таких в народе говорят: «Глаза завидущие, руки загребущие». А как могла поступить Женя в этой ситуации.
Ответы детей
В: У нас в детском саду тоже много игрушек, давайте распределим их: в какие игрушки чаще играют мальчики, а в какие девочки.
( Дети делятся на две команды и распределяют игрушки в две корзины: для девочек и для мальчиков).
В: Молодцы, а в какие игры играют и девочки и мальчики.
Ответы детей
В: И следующим желанием Жени было?
Дети: (Поиграть с мальчишками в полярников).
В: А почему ребята не взяли ее в игру.
Дети:
В: А теперь подумайте и скажите, чем она могла бы быть полезна для мальчишек на северном полюсе?
Ответы детей
В: Она могла бы быть для них и медсестрой, и радисткой, и поваром. А мы с вами побудем сегодня поварами.
(дидактическая игра «Готовим суп и компот»)
В: Ребята, а почему Женя говорит, что первые шесть желаний были бессмысленные, бесполезные?
Ответы детей
В: Ребята, когда у Жени остался последнее желание, на что она его потратила?
Ответы детей
В: Какие качества проявилось в Жене, когда она загадывала последнее желание?
Дети: (Доброта, милосердие, жалость).
В: Как вы думаете, последнее желание девочки тоже было бесполезным?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, только последний лепесток был потрачен на доброе дело.
Спланировать другие ценностно-ориентированные культурные практики, в которых дети попрактикуются в ценностных выборах в ходе общения и взаимодействия с опорой на описанную модель:
- викторина по прочитанному произведению.
- предложить родителям в рамках домашнего общения с ребё нком побеседовать на тему: «Если бы у меня был цветик - семицветик…»
- оформление тематического альбома «Дружба», группового дерева дружбы «Мы одна семья – здесь мы все друзья».
- чтение, разучивание стихов о дружбе
- слушание, разучивание песен о дружбе
- беседы «Качества настоящего друга», «Что нужно сделать, чтобы быть хорошим другом»;
- просмотр мультфильма «Дружба», беседа по мультфильму
- театрализация «Три поросенка», этюд «Нам не страшен серый волк», «Кто виноват»
- рукописные книги «Мой друг» (по прочитанным произведениям);
- досуг «Ты мой друг и я твой друг»;
- оформление выставки рисунков «Дружба», по произведениям «Цветик - семицветик», «Три поросенка», «Урок дружбы», по мультфильму «Дружба», их презентация.