татьяна хлусова
Методы и приёмы по формированию основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
«Методы и приемы формирования у дошкольников основ
безопасности жизнедеятельности»
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.
Публикация «Методы и приёмы по формированию основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.
Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования.
Основные методы работы с детьми :
-Беседы,обязательно с применением наглядного материала, строю в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем. Каждый случай я излагаю используя законченный сюжет, совместно с детьми даем оценку и делаем вывод. Я стараюсь, чтобы дети сами становились участниками беседы (проводимого мероприятия, не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может и произошли или могли бы произойти по их вине. Дети при этом становятся активными участниками беседы. Оживлению разговора способствуют вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы. Осуществляю правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственное (практическое) или игровое действие с предметами, активно использовала наглядные средства и пособия (игрушки,макеты).
При обучении детей, использую, прежде всего, игровые приемы и формы, --моделирование игровых ситуаций «Мы остались одни» («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»; «Как бы ты поступил»); сюжетно –ролевые игры;
- дидактические игры «Что для чего?», «Четвёртый лишний», «Найди, что лишнее», «Дорисуй, чего не хватает», и др.
-проведение эксперементов;
- детские рисунки на тему «Огонь»,«Мы жить желаем в мире без пожаров», «Труд пожарных».
-проведение эксперементов (вода,земля,воздух-что губительно для огня).
-чтение художественной литературы по пожарной безопасности (Маршак С. Я. «Кошкин дом»,Маршак С. Я. «Пожар». Фетисова Т. «Куда спешат красные машины»,Холин И. С. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела.»,Хоринская Е. «Спичка-невеличка».);
- чтение загадок,стихотворений,пословиц на тему «Пожар».
-подвижные игры:«Пожарные на учении».
-речевые игры (словесные игры) .Пожарная безопасность.
Цель: Закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление.
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в (квартире)
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил … (утюг)
Красный отблеск побежал
Кто со спичками… (играл)
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над (газом)
Столб огня чердак объял
Кто там спичками (играл)
Побежал огонь во двор
Это кто там жёг (костёр)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг (листву)
Кто бросал в траву при этом
Незнакомые (предметы) .
Дым увидел – не зевай
И пожарных (вызывай)
Помни каждый гражданин,
Этот номер… (0 1).
«Это я, это я, это все мои друзья»
Воспитатель задает вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Игра «Да или нет»
Цель: Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.
Слушайте внимательно. Когда я скажу вам «Детям можно.», вы должны подумать и ответить: если это вам можно и разрешается делать самим в отсутствии родителей, произносите «да» вместе с хлопками в ладоши. Если это не разрешается вам делать в отсутствии родителей, отвечаете «нет» и топаете ногами.
Ведущий: Раз, два, три! Начали! Детям можно.
играть со спичками;
рисовать;
жечь фотопленку;
включить телевизор и отправиться на прогулку;
играть в куклы; включать плиту;
поставить разогревать завтрак и уйти гулять;
ремонтировать испорченный электрочайник;
вместе с мамой утюжить белье;
пользоваться ножом;
вскипятить себе кипятильником воду для чая;
играть с легковоспламеняющимися предметами;
оставлять без присмотра включенную газовую плиту;
включать и пользоваться утюгом.
«Если возник пожар»
Цель. Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем. Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход игры. Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т. д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.
Воспитатель.
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный., (передает ребенку воздушный шар)
Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)
Воспитатель. Раз, два, три, четыре у кого пожар. ?
Ребенок. В квартире. (Передает шар.)
Воспитатель. Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил?
Ребенок. Утюг (Передает шар.)
Воспитатель. Красный отблеск пробегает Кто со спичками?
Ребенок. Играет. (Передает шар.)
Воспитатель. Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над?
Ребенок. Газом. (Передает шар.)
Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - !
Ребенок. Ноль один.
Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожаробезопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. С ними проводились беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра.