Марина Акимова
Методы и приёмы активизации лексики у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей. Методы и приёмы активизации лексики у детей с ТНР
Словарь ребенка формируется по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти, расширения контактов с окружающими, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности.
У детей с ТНР формирование лексики происходит с нарушениями, и эти нарушения проявляются:
• в ограниченности словарного запаса;
• резком расхождении активного и пассивного словаря;
• неточном употреблении слов;
• многочисленных вербальных парафазиях;
Публикация «Методы и приёмы активизации лексики у детей с ТНР» размещена в разделах
• несформированности семантических полей;
• трудностях актуализации словаря.
Резкое расхождение активного и пассивного словаря – это наиболее выраженная особенность речи детей с ТНР. Они понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие трудности. Например, дети не могут дать названия многих ягод, рыб, цветов, инструментов, профессий, частей тела. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). В глагольном словаре преобладают действия, которые ребенок ежедневно выполняет. Дети часто употребляют слова в неверном значении. Например, «ест» вместо «лакает», «поет» вместо «чирикает».
Причины нарушений:
• процесс поиска слов осуществляется слишком медленно;
• у детей слабо сформированы семантические поля,
• трудным звеном является выделение ядра и периферии;
• малый объем семантического поля;
• речевые ассоциации носят случайный характер.
Поэтому даже задания на группировку слов, семантически далеких, вызывает у детей трудности, например, из группы слов тигр, тарелка, кошка ребенок выделяет слово тигр, т. к. «все дома, а он в лесу». Даже при правильном выполнении задания дети часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков. Например, волк, собака, лиса – «собака лишняя, т. к. в лесу не ходят собаки».
Работа воспитателя по активизации словаря детей должна проводиться по следующим направлениям:
1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающем, формированием познавательной деятельности (восприятие, мышление, памяти, внимания).
2. Организация семантических полей, формирование лексической системы.
3. Совершенствование процесса поиска слова, перевод слов из пассивного словаря в активный.
Работу по формированию словаря воспитатель проводит по тематическим группам (посуда, одежда, времена года, профессии и т. п., но внутри каждой тематической группы необходимо формировать семантические поля. Например, при формировании словаря по теме «Посуда» можно предложить такие упражнения:
1. «Продолжи ряд» : чашка, тарелка, стакан – назвать обобщающее слово, продолжить ряд. У нас образовалось первое семантическое поле обобщающего слова посуда.
Другое семантическое поле – словарь признаков (стакан стеклянный, узкий, высокий, прозрачный, тонкий и т. п.).
Для чего нужен стакан? – Чтобы из него пить.
Что можно пить? – кисель, компот, чай, молоко, кофе, сок и т. п. Это следующее семантическое поле.
Из чего еще можно пить? – Из чашки, стакана, кружки, бокала и т. п. Это еще одно семантическое поле. Таким образом, активизируя словарь по теме «Посуда», можно сформировать несколько семантических полей.
Активизация словаря по теме «Домашние животные» происходит по следующим семантическим полям:
1. Названия животных.
2. Кто как голос подает (мычит, хрюкает, мяукает и т. д.).
3. Кто как ест (лакает, грызет, жует и т. д.).
4. Названия жилищ животных.
Работая с детьми внутри семантического поля, нужно предлагать следующие задания:
- «Сравни: кофта и свитер; чашка и стакан»;
- «Пара к паре» : птица – гнездо, собака – …конура);
ручка – пенал, тетрадь – …портфель);
гвоздь-молоток, шуруп - …отвертка);
- «Отгадай предмет по названию частей» :
кузов, кабина, руль, фары (грузовик);
ствол, ветки, листья, корни (дерево);
палуба, каюта, корма, нос, якорь (корабль).
- «Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам или по ситуации» :
Растут на грядке, в огороде, используются в пищу (овощи);
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты);
Движется по дорогам, по воде, по воздуху, возит людей и грузы (транспорт).
- «Объясни, чем отличаются слова» :
шить-вязать; мыть-стирать; лежать-спать; чистить-подметать.
- «Закончить предложение и назвать слова-неприятели» :
Слон большой, а комар …
Камень тяжелый, а пушинка…
Золушка добрая, а мачеха…
Сажа черная, а снег…
- «Сравни!» :
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По ширине: дорогу и тропинку.
- «Выбрать из 3 слов 2 слова-приятеля» :
Дом, солдат, маршал;
Конь, собака, лошадь;
Веселый, крепкий, прочный;
Думать, ехать, соображать и т. п.
- «Скажи по-другому» :
Здание - (дом) Печаль – (грусть) Солдат – (боец)
Идти – (шагать) Торопиться – (спешить) Смелый – (храбрый)
- «Подбери сравнение» :
Белый снег похож на …. (что)
Чистый дождь похож на …
Лед блестит у берега, как…
- Назвать действия, входящие в состав исходного:
Шить – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.
- Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов:
Не хочет косой косить косой. Бегут минуты и часы.
Говорит: «Коса коса!» Им точный счет ведут часы.
В. Кремнев
- Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу) :
Бежит: кто? (человек, собака); Что? (река, ручей, молоко)
Растет: Кто? (ребенок, щенок); Что? (цветок, дерево)
Коррекционная работа по активизации лексики у детей с ТНР строится на основе использования всего разнообразия педагогических игр. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе – обучение детей.