Папки-передвижки

Методы и приемы ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Татьяна Яблокова
Методы и приемы ТРИЗ в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Очевидно, что необходим поиск средств взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Публикация «Методы и приемы ТРИЗ в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Слайд 2.

Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – Теорию Решения Изобретательных Задач.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

ТРИЗ технологию так же называют РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Слайд 3.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

• - активизации познавательной деятельности детей;

• - созданию мотивационных установок на проявление творчества;

• - созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

• -повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

Хотелось бы поделиться опытом использования приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Известно, что в понятие «речь» мы включаем такие компоненты как звукопроизношение, грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, развитие словаря и т. д, связную речь.

Слайд 4.

Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:

• Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

• Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

• Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

• Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Слайд 5.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

• Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

• Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

• На первом этапе ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч - как можно использовать предмет?

• Следующий этап – это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо - плохо».

• Далее следует этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

• На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

• Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.

• На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь педагог только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагогам дошкольного учреждения нужно начинать свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Слайд 6

В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.

В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. Воспитатель показывает картинку с изображением елочки. Педагог просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме) Ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети старшего дошкольного возраста с интересом могут играть в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание.

Слайд 7.

В работе по ТРИЗ - технологиям по развитию речи используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них:

«Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма, заяц (скачет, шина (из резины) и т. д.

«Противоположности» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — огонь (холодный — горячий, уголь – мел (белый — черный, металл – пух (легкий — тяжелый, и т. п.

«Хорошо – плохо»— берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется…

«Мозговой штурм» - Постановка изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.)

«Да–Нет»

Игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет». Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «да», «нет», «и да, и нет», «это не существенно», «об этом нет информации».

И т. д., пока слово не будет угадано.

«Подбери слова»

Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.

Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.

Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т. д.

Слайд 8.

Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.

• - «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

• - «Коллаж из сказок.» Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. (творческая совместная работа детей и воспитателя.

• - «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

• - «Спасательные ситуации в сказках».

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

ТРИЗ технология очень интересна и увлекательна - стоит только поближе с ней познакомиться.

Слайд 9.

На экране представлена используемая литература

Слайд 10.

Благодарим за внимание

Использованная литература:

1. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. Москва, 2004.

2. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М. : Вента-граф, 2005.

3. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Катринка без запинки /методика рассказа по картине/. - Спб. : Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.

4. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка, 2004.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи. Основным средством формирования грамматически правильной речи является.

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников с помощью игрового пособия «Круги Луллия» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для родителей «Методы и приемы обучения речи в ДОУ» Методы и приемы обучения речи в детском саду Понятие метода обучения речи. Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят.

Методическая разработка «Приемы и методы совершенствования просодической стороны речи в ДОУ» ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. (ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ЕМЕЛЬЯНОВОЙ) Приёмы и методы совершенствования.

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников Вопросы: 1. Характеристика метода как способа взаимодействия 2. Общедидактические.

Методы и приемы развития сюжетно-ролевого диалога у дошкольниковМетоды и приемы развития сюжетно-ролевого диалога у дошкольников Авторы Чолакян Ульяна Юрьевна, Пшеничникова Юлия Витальевна Методы и приемы развития сюжетно-ролевого диалога у дошкольников. [/b] Сюжетно-ролевая.

Методы ТРИЗ-технологии в развитии речи младших дошкольников МЕТОДЫ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Слайд 1 МБДОУ «Детский сад №59» г. Миасс подготовила: воспитатель Хрузина.

Методы, приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ. СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ, АШИРОВА.

Методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста Ранний возраст - это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы ТРИЗ в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 09:36
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы ТРИЗ в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Яблокова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД