Людмила Хрузина
Методы ТРИЗ-технологии в развитии речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДЫ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Слайд 1
МБДОУ «Детский сад №59» г. Миасс подготовила: воспитатель Хрузина Л. В. по теме МЕТОДЫ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Слайд 2
В настоящее время актуальность развития речи у дошкольников приобретает первостепенное значение.
Публикация «Методы ТРИЗ-технологии в развитии речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В своей работе использую методы и приемы ТРИЗ технологий не первый год, что позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
Слайд 3
Цели и задачи развития речи детей с использованием триз технологии вы видите на слайде. Задачи: способствовать
* развитию речи детей, диалогической речи ;
* совершенствованию грамматического строя речи;
* расширению и активизации словарного запаса;
* развитию звуковой культуры речи.
Слайд 4
В чем же преимущества ТРИЗ? Не требует больших затрат времени. Можно использовать в традиционной системе обучения. Развивает речь, фантазию, воображение у детей. Вселяет уверенность в своих силах.
Слайд 5
Методы и приёмы по ТРИЗ, которые использую для младших дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми. Часть их представлена на слайде.
Игры с элементами ТРИЗ «Круги Луллия», «Беседы по картинам», «Теремок», «На что похоже?», «Плохо-хорошо», «Дидактический мяч», Пособие «Лесенка противоположностей» (Прием «Наоборот», «Четвертый лишний».
Слайд 6
Больше всего мои малыши любят играть, поэтому использую игры ТРИЗ-технологии для развития всех сторон речи. Я заметила, что игры ТРИЗ-технологии очень интересны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение.
Так, использую метод мозговой штурм в игре "Маша-Растеряша", который многим уже знаком.
Слайд 7
Метод «Беседы по картинам».
Использую метод беседы по картине, который кардинально отличается от классического, мы используем схемы для рассказа. Дети активно участвуют в беседе. Используем схемы согласно возрасту детей.
Слайд 8
Игра «На что похоже»
Играя в игру, дети сравнивают предметы по признакам. Например: пирамидка по признаку цвет похожа на радугу. и т. д.
Слайд 9
Ира «Волшебная коробка» или «Волшебный мешочек». Описание предмета по признаку
Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и описать его по признакам, (Размер, форма, рельеф, температура, материал) назвать его, не видя, что это конкретно. Так формируется активный словарный запас слов у детей.
Слайд 10
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Данет-ка это продукт технологии ТРИЗ. Они бывают горизонтальные, вертикальные, на плоскости. Дети учатся задавать конкретные вопросы и ориентироваться в пространстве.
Слайд 11
Круги Луллия
Круги Лулия могут быть по разным темам «Чей малыш?» «Каким цветом?», по признакам и т. д.
Слайд 12
Игра «Хорошо-плохо»
В игре «Хорошо-плохо» мы с ребятами учимся формировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Слайд 13
Дидактическое упражнение «Что это может быть?» (Метод ассоциаций)
Например: Дети сравнивают предметы, ассоциируя их с другими предметами по признакам.
Слайд 14
«ТЕРЕМОК»
Интересная игра Теремок. Дети выступают в роли разных героев. В этой игре мы пользуемся волшебниками (времени, увеличения-уменьшения, дели- давай, инверсия, наоборот, все могу).
Слайд 15
Игра «Дидактический мяч» формирует умение детей находить слова - антонимы.
Слайд 16
Игра «Четвертый лишний» учит детей формировать умение классифицировать предметы по каким-либо признакам.
Слайд 17
Игра «Один – много» учит находить в одном предмете множество его составных частей.
Слайд 18
В нашей группе есть универсальное пособие которое мы постоянно используем для развития речи детей. Дети самостоятельно работают с пособием.
Слайд 19
В ходе работы по развитию речи у детей были подготовлены:
- Картотека игр по технологии ТРИЗ;
- консультации для родителей и воспитателей.
- папка передвижка для родителей.
Слайд20
В группе много разнообразных игр способствующие развитию речи у детей.
Слайд21
Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи : у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Дети стали более раскованы, учатся аргументировать простейшие умозаключения, сопровождают речью игровые и бытовые действия. А это значит, что использование технологии ТРИЗ успешно влияет на формирование активной речи у детей. Поэтому начатую работу будем продолжать и в дальнейшем.
Слайд 22
1. Сидорчук Т. А. Лелюх С. В «Познаем мир и фантазируем с кругами Лулия» (Технология ТРИЗ)
2. Сидорчук Т. А. «Я познаяю мир» Методический комплекс.
3. Сидорчук Т. А Гуткович И. Я «Методы развития воображения у дошкольников»
4. Сидорчук Е. А. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи»
5. Сидорчук Т. А. Лелюх С. В «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!