Надежда Березина
Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). В работе с грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребёнок сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов. Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующее внимание детей на правильной слово форме, словосочетании. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. Особенно подчёркнуто произносится затрудняющая детей часть слова (ездит, ездим). Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучится правильно говорить. В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания : "Придумайте предложение со словом пианино".
Публикация «Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи» размещена в разделах
В работе над правильной речью находит место приём, как сравнение, (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и так далее). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы. Проводя упражнения на закрепление окончаний, на чередование звуков, воспитатель должен подчё ркнуто произносить исходную и образуемые формы: скакать- скачи, махать - машу, носки - носков. Если ошибка устойчива и ребёнок не слышит правильной формы, полезно употреблять сопряженную речь, а за ней отраженную. Находят свое место такие приемы, как исправление, подсказ. Поскольку педагог даёт развёрнутые требования к ответу, то к оценке можно привлекать детей ("Правильно ли все сказали? Нина сказала так, как нужно?"). Во всех возрастных группах проводят непродолжительные по времени упражнения на составление предложений с трудными словами. Этому помогают картинки, предметы. Так, например, разнообразные упражнения с рассматривание картинок и игрушек служат основным средством для исправления ошибок детей в употреблении несклоняемых имен существительных. Эффективность этих упражнений зависит от того, правильно ли сформированны вопросы. Проводя такие упражнения ув младших группах, воспитатель может применять приём отражённой речи, предлагая формулировку вопроса, с которым нужно обратиться к персонажу игры : " Спроси у Наташи : тебе жарко в пальто? Спроси у Серё жи: у твоего пальто есть карман?"и т. д. Закрепление правильной формы существительных среднего рода (у детей младшего возраста) способствует рассматривание картинок, на которых изображены различные предметы. В старших группах значительное место занимают словесные упражнения. Для закрепления умения определять род имен существительных полезны словесный упражнения типа "Назови какой". Помимо вышеназванных упражнений, можно рекомендовать подсказывающее вопросы - загадки (задавая вопрос, педагог слегка подчеркивает интонацией окончания прилагательных : "Голубое, кружевное, нарядное - это платье или кофта? С помощью упражнений типа "Продолжи предложение" можно тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных. Описанным выше методам аналогичен по своему характеру метод сюжетного дидактического рассказа, содержащего трудные словоформы. При повторном рассказывание педагога дети заканчивают предложения, вставляют по его указанию пропущенные слова (индивидуальные или хором). Во всех группах проводятся дидактические игры, в
том числе сюжетно - дидактические, с участием ведущего игрового персонажа.