Лучший педагог года

Методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста

Светлана Новосельцева
Методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст - это яркий, неповторимый отрезок жизни человека.

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Одним из условий развития речи является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Успешность решения этой задачи зависит от умения педагога заинтересовать ребенка, найти живой, доступный ему повод для общения.

Для развития речи детей 2 - 3 лет используем специальные методы и приёмы стимуляции речевой активности.

Наглядные методы:

Публикация «Методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста» размещена в разделах

- Мы наблюдаем за: птицами, бабочками, цветами на клумбе, деревьями, транспортом, погодой и т. д. И все что мы видим, все, что происходим вокруг - мы проговариваем.

- Рассматриваем с ребятами игрушки, сюжетные картинки.

Практические методы:

- Дидактические игры "Чей малыш?", "Чей домик?" и рассматривание книжек "Говорилки", "Как говорят животные?" - хороши для развития речи. Здесь используются звукоподражательные слова, голоса животных. Рассматривая с ребенком книжку "Как говорят животные?" - ребенок угадывает и говорит: кошка - мяукает - "мяу - мяу", поросёнок - хрюкает - "хрю - хрю". Проговаривая голоса применяем различный тембр голоса. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы.

- Игры - подражания с речевым сопровождением. Например: "Птичий двор".

- Игры с различными предметами и материалами. Очень любим играть прищепками, с шишками, с крупой, с карандашом.

- Подвижные игры с забавными стихами. Чем веселее и интереснее речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Например: "У медведя во бору", "Воробушки и автомобиль", "Мишка что так долго спишь" и т. д.

- Хороводные игры "Раздувайся пузырь", "Карусели", "Каравай".

-Режиссёрская театрализованная игра у детей младшего дошкольного возраста происходит через: пальчиковый театр, настольный плоскостной театр, настольный театр игрушки, перчаточный театр, плоскостной театр на фланелеграфе. используем сказки: "Курочка Ряба", "Заюшкина избушка", "Сказка о глупом мышонке", "Репка" и многие другие.

Непосредственно игровая деятельность по речевому развитию охватывает три занятия: слушаем, рассказываем, показываем сказку.

- Инсценировка сказки "Колобок".

Самым любимым видом деятельности является игровая. Здесь игровая деятельность сочетается с другими приемами: вопросами, указаниями, пояснениями, показом.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности приносит детям огромную радость. Дети начинают вслушиваться в звуки речи, постепенно проникать в их смысл ("Вышла курочка гулять", "Петушок, петушок" и др.).

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) играет большое значение в работе по активизации речи детей. Мы рисуем пальчиками, ладошками. Оформляем аппликацию из крупы.

Словесные методы:

- В программу включены простые короткие рассказы, близкие жизненному опыту ребенка, народные сказки ("Репка", "Теремок", "Курочка Ряба" и др., отрывки стихотворных авторских сказок ("Айболит", "Телефон" и др., стихи А. Барто.

Перед слушанием сказки организуем ритуал "приглашения сказки", который очень нравится детям. Дети садятся на стульчики, хлопают в ладоши и приговаривают за воспитателем: "Бом - бом, тили - бом к нам приходит сказка в дом".

Ещё один прекрасный способ влияния на речевые функции ребенка - стимулирование мелкой моторики.

Связь функции кисти руки и речи настолько тесна, что развитие мелкой моторики руки является мощным физиологическим стимулом развития активной речи. Поэтому ребята развивают свои ручки во время перебирания круп, шнуровки, игр с игрушками - вкладышами, игр с мозаикой, игры с прищепками, раскрашиванием.

Но особое место занимает пальчиковая гимнастика. Мы произносим тексты пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делаем паузы, подчеркиваем отдельные слова, а движения выполняем синхронно с текстом.

Сначала знакомимся с ладошкой, в ходе гимнастики дети учатся выполнять самые простые движения - похлопывания, постукивания по ножкам, прятанье ручек за голову или спину. Например, "Ладушки", "Зайка", "Этот пальчик. " и т. д. А вот наша любимая разминка: "Все захлопали в ладоши".

После освоения элементарных движений, пальчиковая гимнастика усложняется: более энергичные движения, составления несложных фигур. Например, "Замок", "Скворечник". Герои пальчиковых игр очень нравится детям. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавится от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.

Используемые приёмы по стимуляции речи детей:

Разговор с самим собой. Ребёнок находится рядом, играет один, с ним можно начать говорить вслух о том, что он видит, слышит. Говорить нужно межленно и отчетливо, короткими, простыми и доступными предложениями ("Где чашка?", "Я вижу чашку?", "Чашка на столе", "В чашке молоко" и т. д.).

Провокация (искусственное непонимание ребёнка). Мы временно становимся "глухими", непонимающими. Ребёнок показывает на полку с игрушками, а мы даём не ту игрушку, первая реакция - возмущение, но это и есть первый мотив, стимулирующий назвать ему нужный предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребенку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу или машинку?". В такой ситуации ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его вслушиваться в звуки речи, повторять отдельные слова, проникать в их смысл, запоминать. каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, и следует прибегнуть к потешкам. Например: во время умывания используем потешку "Чистая водичка, моет Ане личико", во время укладывания спать "Баю, баюшки, баю".

Распространение. Мы дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: ребенок - "каша", а взрослый - "вкусная каша", "Маша кушает вкусную кашу".

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора( "Тебе дать большую машину или маленькую?").

Замещение. "Представь, что. " - эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте 2 - 3 лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик - это пирожок.

Поручение. После того как ребенок выполнил конкретное поручение, необходимо спрашивать: "Что ты принёс? Где ты взял? Куда положил?" и т. д.

Ролевая игра. Используют игровой телефон, чтобы позвонить маме, папе, рассказать им что - то важное или спросить. Это способствует стимуляции речевого развития, формирует уверенность в себе.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают (например: "Вышла курочка гулять", "Мишка косолапый"). Обожают шумовые музыкальные инструменты (например: детям раздаем погремушки и поём песенку "Погремушка").

Все приёмы стимуляции проводятся:

-при условии хорошего настроения у ребёнка и взрослого;

-в игровой форме, весело и забавно;

-в сопровождении улыбок, поцелуев и различных звуков.

Для получения более высоких результатов в развитии речи детей надо проводить работу с родителями воспитанников. Оформлять папки - передвижки, проводить беседы и консультации по тем или иным вопросам развития речи детей раннего возраста.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в различных видах деятельности. Для этого необходимо использовать разные методы и приёмы словарной работы с учётом психологических особенностей каждого ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Методы и приемы развития речи дошкольников» 1 слайд «Методы и приемы развития речи дошкольников». 2 слайд “Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство,.

Консультация для родителей «Методы и приемы обучения речи в ДОУ» Методы и приемы обучения речи в детском саду Понятие метода обучения речи. Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста Картинкам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное.

Методы и приемы использования развивающих игр как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Принципы словарной работы, с дошкольниками при общем недоразвитии речи, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы.

Методы стимулирования детей дошкольного возрастаМетоды стимулирования детей дошкольного возраста Методы стимулирования детей дошкольного возраста. Воспитатель старшей группы компенсирующей направленности Кира Александровна Пашина.

Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста» Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста». Речь - существенный элемент человеческой.

Презентация «Методы и приемы развития речи детей в детском саду» Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста.

Современные игровые методы и приемы как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Эффективные методы и приемы для развития связной речи детей дошкольного возраста Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста
Опубликовано: 4 сентября 2019 в 20:38
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Новосельцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД