Светлана Новосельцева
Методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - это яркий, неповторимый отрезок жизни человека.
В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Одним из условий развития речи является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Успешность решения этой задачи зависит от умения педагога заинтересовать ребенка, найти живой, доступный ему повод для общения.
Для развития речи детей 2 - 3 лет используем специальные методы и приёмы стимуляции речевой активности.
Наглядные методы:
Темочки:
- Мы наблюдаем за: птицами, бабочками, цветами на клумбе, деревьями, транспортом, погодой и т. д. И все что мы видим, все, что происходим вокруг - мы проговариваем.
- Рассматриваем с ребятами игрушки, сюжетные картинки.
Практические методы:
- Дидактические игры "Чей малыш?", "Чей домик?" и рассматривание книжек "Говорилки", "Как говорят животные?" - хороши для развития речи. Здесь используются звукоподражательные слова, голоса животных. Рассматривая с ребенком книжку "Как говорят животные?" - ребенок угадывает и говорит: кошка - мяукает - "мяу - мяу", поросёнок - хрюкает - "хрю - хрю". Проговаривая голоса применяем различный тембр голоса. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы.
- Игры - подражания с речевым сопровождением. Например: "Птичий двор".
- Игры с различными предметами и материалами. Очень любим играть прищепками, с шишками, с крупой, с карандашом.
- Подвижные игры с забавными стихами. Чем веселее и интереснее речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Например: "У медведя во бору", "Воробушки и автомобиль", "Мишка что так долго спишь" и т. д.
- Хороводные игры "Раздувайся пузырь", "Карусели", "Каравай".
-Режиссёрская театрализованная игра у детей младшего дошкольного возраста происходит через: пальчиковый театр, настольный плоскостной театр, настольный театр игрушки, перчаточный театр, плоскостной театр на фланелеграфе. используем сказки: "Курочка Ряба", "Заюшкина избушка", "Сказка о глупом мышонке", "Репка" и многие другие.
Непосредственно игровая деятельность по речевому развитию охватывает три занятия: слушаем, рассказываем, показываем сказку.
- Инсценировка сказки "Колобок".
Самым любимым видом деятельности является игровая. Здесь игровая деятельность сочетается с другими приемами: вопросами, указаниями, пояснениями, показом.
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности приносит детям огромную радость. Дети начинают вслушиваться в звуки речи, постепенно проникать в их смысл ("Вышла курочка гулять", "Петушок, петушок" и др.).
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) играет большое значение в работе по активизации речи детей. Мы рисуем пальчиками, ладошками. Оформляем аппликацию из крупы.
Словесные методы:
- В программу включены простые короткие рассказы, близкие жизненному опыту ребенка, народные сказки ("Репка", "Теремок", "Курочка Ряба" и др., отрывки стихотворных авторских сказок ("Айболит", "Телефон" и др., стихи А. Барто.
Перед слушанием сказки организуем ритуал "приглашения сказки", который очень нравится детям. Дети садятся на стульчики, хлопают в ладоши и приговаривают за воспитателем: "Бом - бом, тили - бом к нам приходит сказка в дом".
Ещё один прекрасный способ влияния на речевые функции ребенка - стимулирование мелкой моторики.
Связь функции кисти руки и речи настолько тесна, что развитие мелкой моторики руки является мощным физиологическим стимулом развития активной речи. Поэтому ребята развивают свои ручки во время перебирания круп, шнуровки, игр с игрушками - вкладышами, игр с мозаикой, игры с прищепками, раскрашиванием.
Но особое место занимает пальчиковая гимнастика. Мы произносим тексты пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делаем паузы, подчеркиваем отдельные слова, а движения выполняем синхронно с текстом.
Сначала знакомимся с ладошкой, в ходе гимнастики дети учатся выполнять самые простые движения - похлопывания, постукивания по ножкам, прятанье ручек за голову или спину. Например, "Ладушки", "Зайка", "Этот пальчик. " и т. д. А вот наша любимая разминка: "Все захлопали в ладоши".
После освоения элементарных движений, пальчиковая гимнастика усложняется: более энергичные движения, составления несложных фигур. Например, "Замок", "Скворечник". Герои пальчиковых игр очень нравится детям. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавится от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.
Используемые приёмы по стимуляции речи детей:
Разговор с самим собой. Ребёнок находится рядом, играет один, с ним можно начать говорить вслух о том, что он видит, слышит. Говорить нужно межленно и отчетливо, короткими, простыми и доступными предложениями ("Где чашка?", "Я вижу чашку?", "Чашка на столе", "В чашке молоко" и т. д.).
Провокация (искусственное непонимание ребёнка). Мы временно становимся "глухими", непонимающими. Ребёнок показывает на полку с игрушками, а мы даём не ту игрушку, первая реакция - возмущение, но это и есть первый мотив, стимулирующий назвать ему нужный предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребенку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу или машинку?". В такой ситуации ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
Приговоры. Использование игровых песенок, потешек. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его вслушиваться в звуки речи, повторять отдельные слова, проникать в их смысл, запоминать. каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, и следует прибегнуть к потешкам. Например: во время умывания используем потешку "Чистая водичка, моет Ане личико", во время укладывания спать "Баю, баюшки, баю".
Распространение. Мы дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: ребенок - "каша", а взрослый - "вкусная каша", "Маша кушает вкусную кашу".
Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора( "Тебе дать большую машину или маленькую?").
Замещение. "Представь, что. " - эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте 2 - 3 лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик - это пирожок.
Поручение. После того как ребенок выполнил конкретное поручение, необходимо спрашивать: "Что ты принёс? Где ты взял? Куда положил?" и т. д.
Ролевая игра. Используют игровой телефон, чтобы позвонить маме, папе, рассказать им что - то важное или спросить. Это способствует стимуляции речевого развития, формирует уверенность в себе.
Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают (например: "Вышла курочка гулять", "Мишка косолапый"). Обожают шумовые музыкальные инструменты (например: детям раздаем погремушки и поём песенку "Погремушка").
Все приёмы стимуляции проводятся:
-при условии хорошего настроения у ребёнка и взрослого;
-в игровой форме, весело и забавно;
-в сопровождении улыбок, поцелуев и различных звуков.
Для получения более высоких результатов в развитии речи детей надо проводить работу с родителями воспитанников. Оформлять папки - передвижки, проводить беседы и консультации по тем или иным вопросам развития речи детей раннего возраста.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в различных видах деятельности. Для этого необходимо использовать разные методы и приёмы словарной работы с учётом психологических особенностей каждого ребенка.