Елена Коновалова
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду.
Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия. Не секрет что удерживать внимание детей на занятиях, особенно всей группы, очень сложно. Ведь от того, насколько ребенок внимательно слушает педагога, зависит качество усвоения им материала. Если дети часто отвлекаются и болтают на занятиях, то чаще всего причина этого- скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствие интригующего момента, неинтересного или не соответствующего возрасту материала и т. д.
Публикация «Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду» размещена в разделах
Прежде чем применять какие-либо методы привлечения и удержания внимания детей, необходимо придерживаться трёх основных условий построения ОД в группе детей дошкольного возраста:
Сюжет: известно, что ребёнок делает только то, что ему интересно. Поэтому, простое и мало - интересное занятие необходимо обыграть любым незатейливым сюжетом, придумав какую-нибудь интересную историю любому делу.
Похвала: похвала чрезвычайно важна для ребёнка. Выражать похвалу можно вербальным и тактильным способом. Стремиться использовать без оценочную похвалу: "Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием"
Цель: обязательна, должна быть ориентация на конечную цель деятельности. Необходимо в процессе выполнения любого задания постоянно напоминать детям о цели и результате его деятельности: "Давай нарисуем маме картину. Мама будет очень довольна. Это будет прекрасным подарком для неё"
К проведению любого занятия нужно подходить творчески, используя план занятия с конкретной целью и задачами, но не забывать, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор или просто интересную идею. Также можно отработать ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого. Начинайте занятие с интриги : например, с загадочного предмета (у меня для вас что-то есть интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Это может быть ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ - всегда что-то новое и неожиданное, как нельзя лучше привлекает детей. Чем младше возраст детей, с которым работает педагог, тем чаще нужно придумывать и УДИВЛЯТЬ. Очень хорошо использовать что-либо, что может привлечь внимание детей. Это могут быть яркие тематические картинки, игрушки, различные персонажи и прочий тематический реквизит (демонстрационный материал).
Фантазия и изобретательность – наши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно.
Какие же существуют ещё эффективные методы и приёмы удержания детского внимания :
1. Пожалуй, один из самых ярких инструментов удержание внимания - это ГОЛОС.
Следите за громкостью голоса, тихий и монотонный голос не будет привлекать внимания. Равно как и постоянно громкий голос может напугать и оттолкнуть детей. Идеально придерживаться принципа "то тише, то громче". А вот интонация, эмоциональная окраска и тембр голоса очень важны для детей. От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас слышать дети или нет. Порой они не понимают, что мы им хотим сказать, но по интонации должно быть ясно: либо это запрет, либо предложение помощи, либо побуждение к действию, либо просто похвала, ласковое слово.
2. МИМИКА И ПАНТОМИМИКА Также приемом не только привлечения, но и удержания внимания детей является мимика и пантомимика. Живой и яркий интерес можно вызвать у детей благодаря правильной и, в меру эмоциональной мимикой. Главное не переусердствовать, т. к. излишняя жестикуляция может привести к быстрому утомлению и отказу от деятельности.
3. Сочиняйте сказки. Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей, заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.
4. Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка. Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей.
5. Удержать внимание дошкольников во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием, который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. Чем младше ребёнок, тем быстрее наступает усталость. Физкультминутки помогают переключить внимание, снимают напряжение и повышают настроение. Поэтому, настоятельно рекомендуется включать в занятие физкультминутки.
7. ВНЕШНИЙ ВИД (ОДЕЖДА) ПЕДАГОГА. При нахождении с маленькими детьми долгое время, например, в группе кратковременного пребывания желательно использовать одежду приятных пастельных тонов, т. к. яркие, кричащие цвета через некоторое время могут вызывать переутомление и раздражение. В других возрастных группах хорошо использовать яркие небольшие детали в гардеробе, причёске или украшениях - удачно подобранный пояс, шейный платок или бусы привлекают внимание детей.
Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.