Любовь Данилова
Методы и приемы мотивации дошкольников на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании (ст. 51, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный государственный образовательный стандарт ДО,
, а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Публикация «Методы и приемы мотивации дошкольников на занятиях по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
«Актуальной задачей физического воспитания,- говорится в Концепции,- является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям.
В настоящее время для большинства ребят детский сад является единственной гаванью, где они имеют возможность полноценно двигаться, играть со сверстниками, раскрывать способности к физкультуре и спорту, укреплять здоровье, формировать волевые качества.
Детский сад как стартовая площадка призван дать каждому ребенку возможность прочувствовать, в каком направлении ему двигаться дальше.
Занятия физической культурой не возможны без эмоционального настроя и мотивации.
Мотивация к физкультуре и спорту служит побуждением к действию; динамическим процессом физиологического и психологического плана, управляющий поведением ребенка, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора мотивационных методов обучения.
Методы обучения представляют собой систему приемов в разном сочетании в зависимости от специфики содержания учебного предмета, конкретных дидактических задач, реальных средств и условий обучения.
Различают три группы методов : наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей.
Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
слайд
Любой метод, как мы поняли из определения, - это система приемов, которые дополняют и конкретизируют метод.
При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности. Рассмотрим приемы, относящиеся к наглядному методу.
К наглядно- зрительным приемам относят показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, кинофильмы,кинокольцовки, использование И. К. Т., имитации (подражания, зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.
К тактильно-мышечным приемам относят непосредственная помощь воспитателя, наглядно-слуховые музыка, песни.
Приемы, относящиеся к словесному методу. Объяснения, пояснения, указания, беседа, вопросы к детям, подача команд, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ, словесная инструкция
Приемы, относящиеся к практическому методу. Повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме. (Комплексы различных практических приемов, взаимосвязанных с наглядностью и словом.)
В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью воспитателя. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью воспитателя или с поддержкой за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.
Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания.
В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотография, рисунки, кинограммы, использование И. К. Т., чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.
Учитывая, все выше сказанное, мы создали алгоритм системы физического воспитания, при котором дети, «двигаясь по спирали» формируют основные знания, умения и навыки, а затем к достижению старшего дошкольного возраста, «замыкая круг» – учатся азам различных видов спорта. Данная система позволяет нашим выпускникам легко определиться в выборе секций и кружков для дальнейшего спортивного развития, с легкостью адаптироваться к новым психологическом условиям и физическим нагрузкам, делая шаги персональных желаний и возможностей.
Ни одно начинание, не возможно без создания оптимальных условий, так и в нашем детском саду, каждое помещение имеет функциональную значимость для занятий физкультурой и спортом.
Функциональное помещение Функциональная значимость
Физкультурный зал
Образовательная и воспитательная физкультурно -
оздоровительная работа с детьми.
Музыкальный зал
Организация культурно-массовых спортивных мероприятий, семейных встреч, развитие социальных связей.
Психологический кабинет с интерактивной установкой Оказание психологической помощи детям, консультации педагогов и родителей по формированию спортивно-волевых качеств дошкольников.
Методический кабинет
Оказание методической поддержки педагогам и семей воспитанников в воспитании здорового и физически развитого ребенка.
Медицинский блок
Обеспечение медицинского мониторинга и действие консультативного пункта по валеологии и здоровьесбережению.
Групповые здоровьесберегающие уголки Стационарный и постоянный доступ к физкультуре и спорту.
Фойе оборудованное под тренажерную настольного тенниса и шведскую стенку
Место упражнения мышечной массы и ловкости, реализации хобби и диагностики физических навыков воспитанников, информационно-физкультурная зона.
Спортивная площадка, тропа здоровья, групповые участки
Развитие спортивной игры на воздухе, закаливание детей, организация массовых развлечений, расширение пространственных возможностей.
В настоящее время происходит переход организации педагогического процесса к построению непосредственно-образовательной деятельности с учетом ФГТ. В представленной таблице, мы предлагаем связь с 4-мя образовательными областями, методами и приемами мотивации, которые будут раскрывать данные области. Представленная таблица поможет увидеть модель дошкольника, при реализации методов и приемов мотивации на конечном результате.
Направление Образовательная область Методы и приемы мотивации, которые будут направлены на развитие Модель дошкольника
Физическая культура Физическое развитие -закаливание
-релаксация
-массаж Физически подготовленный, психически и физически здоровый
Художественно-эстетическое развитие (музыка) -для развития ритмических движений И УПРАЖНЕНИЙ
-для имитационно-звуковых упражнении
-для эмоционального настроения Гибкий,
наблюдательный,
эмоциональный
Речевое развитие -право выбора
-игры на воображение, творчество Свойственен к общению,
творческий
Познавательное развитие -изучение правил игры
- использование схем проецирования фрагментов игр
-моделирование игры на интерактивной доске
-просмотр игры профессионалов
-при БОС-технологии Знает спортивные игры, обладает аналитическим мышлением,
умение использовать знания о спортивных игр в реальной жизни
Перспективы деятельности детского сада в направлении физической культуры
1. Создать тренажерный зал с современным оборудованием для развития у дошкольников физических качеств, умений, навыков
2. Оказание тьюторской помощи через создания единого образовательного пространства Детский сад – ДЮСШ им. Соколова