Папки-передвижки

Методы и приемы диагностики нарушений произносительной стороны речи при дизартрии

Эллада Трушина
Методы и приемы диагностики нарушений произносительной стороны речи при дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время дизартрия – достаточно частое явление среди детей и подростков. Для более эффективной коррекции данного нарушения необходимо его правильно диагностировать и на основе чего проводить логопедическую работу. Именно поэтому актуальность данной темы крайне актуальна, ведь диагностике нужно выделять усиленное внимание.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Публикация «Методы и приемы диагностики нарушений произносительной стороны речи при дизартрии» размещена в разделах

Согласно Е. Ф. Архиповой, произносительная сторона речи включает в себя следующие компоненты: звукопроизношение, темп, ритм, интонацию, речедвигательные навыки, голосообразование, смысловое ударение, нормы орфоэпии, речедвигательные функции, речевое дыхание [1, с. 51].

Волкова Л. С. отмечает, что нарушения произносительной стороны речи – это комплекс разнообразных по своему характеру нарушений, обусловленных определенными причинами, схожими по своему происхождению так или иначе, так как непосредственно влияют на стороны произношения [2, с. 43].

Проблемами диагностики произносительной стороны речи и ее нарушений в отечественной науке занимались такие известные исследователи, как М. Е. Хватцев, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, М. В. Ипполитова, Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.

Обследование строится на общем системном подходе, разработанном отечественными учеными. Доказано, что чем ниже общий уровень речевого развития, тем более значим анализ диагностики неречевых нарушений. Следует указать, что на основе оценки неречевых нарушений в настоящее время разработаны направления ранней диагностики дизартрии.

Н. В Серебрякова отметила, что в ходе логопедического обследования детей с дизартрией необходимо использовать такие методы :

• сбор и анализ анамнестических данных;

• наблюдение за ребенком в естественной и специально созданной среде;

• анкетирование или беседа с родителями по поводу протекания беременности, развития ребенка в постнатальный период;

• изучение медицинской и биографической документации;

• беседа с родителями и ребенком по уточнению сбора информации;

• визуальный и тактильный контроль (ощупывание) в покое и в процессе речи; индивидуальный эксперимент [3, с. 51].

В диагностике дизартрии большое значение отводится речевым симптомам, таким как: недостаточность произвольных артикуляционных движений, стойкие дефекты произношения, голосовых реакций, нарушения голосообразования, неправильное положение языка в полости рта, нарушения речевого дыхания, задержанное развитие речи и т. д.

Т. Б. Филичева выделяет основные аспекты диагностики дизартрии :

• наличие нарушений, которые слабо выражены, но имеют свою четкую специфику артикуляционных дефектов, например, плохое поднимание кончика языка к верхним резцам, асимметрия вытянутого языка, тремор;

• наличие синкинезии, например, движения пальцами рук при говорении, высунутый язык при манипуляции с рисованием, движения нижней челюсти при прижатии языка к верхним резцам и т. д. ;

• трудность удержания артикуляционной позы;

• более замедленный темп артикуляционных движений;

• трудность с переключением движений артикуляции;

• наличие стойкости нарушений произносительной стороны речи;

• наличие просодических нарушений;

• сложность в автоматизации поставленных звуков.

В логопедической практике активно используются несколько авторских способов диагностики Т. Б. Филичевой [4, с. 117].

Проба №1. Диагностика происходит в следующем порядке : логопед просит ребенка открыть рот и высунуть язык вперед, при этом необходимо четко удерживать его по средней линии, следя глазами за движущемся предметом или игрушкой. Если происходит синкинезия, то есть движение языка вслед за движениями глазами, то в заключении ставится дизартрия.

Проба №2. Диагностика заключается в следующем: логопед дает указания – ребенку необходимо выполнить элементы артикуляционной гимнастики, например, круговые движения языком. В это время логопед кладет руки на шею ребенка, если в процессе проявляется напряжение шейных мышц, даже при наиболее незаметных движениях, и происходят элементы закидывания головы, то это свидетельствует о проявлениях дизартрии.

Диагноз ставится и подтверждается неврологом и логопедом. Ученые отмечают, что крайне необходимо безошибочно описать проявления нарушений как речевой, так и неречевой стороны дизартрии, отметить уровень речевого развития, определить его особенности, обозначить структуру дефекта и тд. для наиболее эффективного дальнейшего коррекционного процесса.

Обследование произносительной стороны речи у детей с дизартрией, а именно звукопроизношения, оценивается по скорости произношения материала, который дает логопед в специально созданных условиях, по характеру коммуникационного материала. Результаты составляются с учетом особенностей фонематического восприятия и звукового анализа. Например, Н. С. Жукова предлагает перед ребенком раскладывать картинки с определенными ситуациями, он, в свою очередь, должен описать происходящее, также можно задавать наводящие вопросы. Весь процесс должен осуществляться в игровой форме, иначе у ребенка пропадет интерес к занятию [4, с. 117].

Важный момент в диагностике произносительной стороны речи состоит в том, определяет ли ребенок с дизартрией нарушения в собственной и в чужой речи, дифференцирует ли на слух ошибки в слогах, словах, изолированно или в предложениях.

Таким образом, методы диагностики нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией отличаются своим многообразием, отличительными свойствами и механизмом.

Список литературы

1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : Учеб. Пособие для студ. Вузов. – М. : Эксмо, 2006. – 269 с.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 471 с.

3. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2014. – 145 с.

4. Логопедия /Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – 8-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. – 703 с.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и приемы диагностики нарушений произносительной стороны речи при дизартрии
Опубликовано: 25 октября 2023 в 19:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы диагностики нарушений произносительной стороны речи при дизартрии» (включая файлы) размещена пользователем Эллада Трушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД