Светлана Филиппова
Методы и формы работы с детьми по классификации времен года
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Времена года (сезоны)
Для введения в тему почитаем рассказ в стихах С. Маршака «Круглый год» (смысловым фоном могут служить и тексты для длительного чтения — книги В. Бианки «Синичкин календарь», «Мышонок Пик»).
Обсудим, чем времена года отличаются друг от друга (сравним сезоны попарно, какие природные явления и общественные события характерны для каждого сезона; как догадаться, какое время года на дворе; что нравится (или не нравится) в каждом времени года.
Публикация «Методы и формы работы с детьми по классификации времен года» размещена в разделах
Из множества карточек с изображениями сезонных событий (небольшого формата репродукции пейзажей и жанровых картин, фотографии, вырезки из иллюстрированных журналов заранее приготовлены и лежат в коробке изображением вниз) все возьмем по одной карточке (взрослый тоже).
Разделимся на четыре группы (по сезонам). Каждая группа наклеит свои карточки («метки») на плотный лист бумаги — создаст картину сезона. Затем эти листы прикрепим к большой схеме «круглого года», предварительно вычерченной на листе ватмана в виде круга с четырьмя секторами и надписанной воспитателем.
Предложим детям стандартные листы бумаги (формат А4) с такой же схемой «круглого года».
Дома вместе со взрослыми ребенок может подобрать и наклеить на схему соответствующие каждому сезону вырезки-«метки», сделать надписи (сезоны, месяцы).
Можно порекомендовать родителям все детские работы собирать в папку, чтобы к концу года у каждого ребенка получился своеобразный справочник: «Что я узнал о мире».
Тема: Мир животных
Для введения в тему почитаем стихотворение С. Маршака «Про гиппопотама»; поговорим о том, какие еще животные известны детям, каких животных они видели в естественных условиях; выясним, кто уже побывал в зоопарке, предоставим детям возможность обменяться впечатлениями о виденных животных. (Можно приурочить эту тему к чтению книги Б. Житкова «Что я видел» — главы о зоопарке.)
Рассмотрим множество карточек-иллюстраций с изображениями животных (воспитатель заранее подбирает изображения рыб, птиц, млекопитающих).
В процессе обсуждения — сравнения разных живых существ — подойдем к основанию классификации — среде обитания; поговорим о зависимости строения тела животного и его образа жизни от среды обитания (бегать по суше, плавать в воде, летать в воздухе).
Рассортируем карточки по среде обитания (млекопитающие, рыбы, птицы).
Обсудим исключительные случаи: нелетающие птицы (страус, пингвин, живущие в воде млекопитающие (кит, дельфин). Поговорим о том, чем питаются разные животные, найдем еще одно основание классификации — по характеру питания: хищные и нехищные животные (питающиеся растениями или всеядные); поищем среди иллюстраций соответствующие примеры птиц, зверей, рыб.
Займемся классификационной таблицей (лист ватмана со съемными частями и таблички с обозначениями возможных оснований классификации заранее приготовлены воспитателем).
Разделимся на три группы; каждая группа заполнит свою часть таблицы, выбирая из множества небольших карточек-вырезок подходящие; затем соединим части таблицы вместе.