Веренцова Татьяна
Методы и формы гражданского воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
С введением «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в современном образовании на смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. Данные стандарты предполагают создания определённых педагогических условий для решения задач всестороннего воспитания личности. В частности, формирования гражданской позиции.
Публикация «Методы и формы гражданского воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Исследователь Г. И. Филонов обращает внимание, что успешность гражданского воспитания зависит от соблюдение таких педагогических условий:
- учет и минимизация влияния негативных социальных факторов на формирование гражданской позиции;
- на государственном и региональном уровнях разработка комплекса научно-обоснованных мероприятий по формированию активной гражданской позиции, которые были бы рассчитаны на длительную перспективу и основанные на новейших тенденциях развития общества;
- создание многоуровневых и многопозиционных стандартов, которые могли бы стать ориентирами в формировании гражданской позиции учащихся.
- включение проблематики гражданского воспитания в исследовательские программы и планов учебных и научных учреждений;
- разработка и внедрение качественно новых форм и методов воспитания с учетом особенностей, разнообразия интересов, новой ментальности молодого поколения;
- мотивация гражданского, правового, социально-политического самовоспитания.
На основании трудов Н. Ю. Зубенко, И. В. Метлик можно выделить основные направления по реализации гражданского воспитания школьников :
- введение отдельных учебных курсов и дисциплин;
- интегрирование элементов гражданского образования и воспитания в содержание современных школьных предметов современной школы;
- организация внеклассной воспитательной работы в направлении формирования гражданственности школьников;
- демократизация школьной жизни, внедрение системы ученического самоуправления.
Среди традиционных методов гражданского воспитания, исследователи выделяют следующие:
1. Лекции, беседы, рассказы, семинарские занятия, во время которых учащиеся получают необходимую информацию о значимых событиях в нашем обществе и причин, которые им предшествовали, формируют свое отношение к происходящему и осознают личную важность в дальнейшей судьбе общества. Очень важно, по нашему мнению, уделить внимание на этом этапе именно мотивации учащихся: у молодежи должно сложиться реальное желание быть полезным обществу, понимание того, что именно от них зависит будущее нашего государства и их личное жизни в этом государстве.
2. Самостоятельный поиск информации, различные формы работы с книгой, периодической печатью.
3. Экскурсии, встречи, конкурсы, которые дают возможность продемонстрировать достойные образцы гражданской позиции, а также дискуссии и диспуты, во время которых получают новую информацию, обмениваются впечатлениями и опытом, дополняют собственные знания, формируют новые ценности, учатся аргументировано доказывать и отстаивать собственные мысли и убеждения.
Большинство учёных утверждает, что приоритетная роль в формировании гражданской позиции молодежи принадлежит именно инновационным методам и формам. Их эффективность заключается в том, что они направлены на индивидуальный поиск истины, самостоятельное решение поставленных задач, способствующих формированию творческого критического мышления, учат проявлять инициативу, активно действовать и проявлять себя в процессе динамического взаимодействия.
Среди них можно выделить: ситуативно-ролевые, деловые игры; метод проектов; метод открытой трибуны; социально-психологические тренинги; интеллектуальные аукционы; «мозговые атаки»; метод анализа социальных ситуаций с морально-этическим характером, игры-драматизации и другие.
В. И. Лутовинов также указывает, что сегодня в гражданском воспитании имеют значение такие формы и методы как : привлечение учащихся к участию в благотворительных акциях, волонтерские движения и иная социальная полезная деятельность (общение с людьми пожилого возраста и посильная им помощь, общение с учащимися младших классов, передачи им своего опыта, экологические акции и т. д.).
В современном процессе формирования гражданской позиции учащихся нужным является сочетание традиционных и инновационных форм и методов работы.
Л. Г. Кузнецова отмечает, что основное внимание должно уделяться самостоятельной деятельности молодежи, ее творческому развитию, обогащению эмоционально-чувственной сферы, развитию волевых качеств, культурной идентификации, а также сотрудничества преподавателей всех учебных дисциплин, которые должны быть объединены одной общей целью и согласовывать между собой пути ее достижения.
В воспитательном процессе нельзя, по мнению А. Я. Данилюк, оставлять без внимания этап контроля. Именно контроль усвоения определенных знаний, умений, навыков в формировании гражданской позиции может показать педагогу, насколько эффективными и действенными являются избранные им формы и методы деятельности.
Процесс гражданского воспитания, также необходимо строить с учётом возрастных особенностей учащихся.
Важно помнить, что воспитывает человека не только образовательная среда, а потому следует обеспечить органическую связь между воспитанием учащихся, как на территории учебного заведения, так и за его пределами. Однако, как утверждают В. А. Колесникова, Н. Д. Никандров, Е. Н. Семыкина, вместе с тем нельзя игнорировать роль семьи в жизни и становлении личности, в формировании ее социальной зрелости. Родители должны быть положительным примером для молодого поколения - патриотами своего государства с высоким уровнем национального сознания, с развитой системой нравственных качеств, активными и инициативными. В этих условиях необходимо обеспечить психолого-педагогическую работу с родителями, проводить специальные практические занятия, организовывать клубы социальной помощи и т. д.
Обобщая вышеизложенное отметим, что применение указанных форм и методов гражданского воспитания призвано формировать у личности когнитивные, нормативные и поведенческие нормы, включающие в себя выработку умений рассуждать, анализировать, задавать вопросы, искать собственные ответы, критически рассматривать проблему с всех аспектов; делать собственные выводы, принимать участие в общественной жизни, приобретать умений и навыков адаптации к новым общественным отношениям адекватной ориентации; защищать свои интересы, уважать интересы и права других, самореализоваться.