Наталья Сметнева
Методологические основы познания
▼ Скачать + Заказать документы
Познание – это специфический вид активной деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и себя в этом мире; процесс получения новых, прежде неизвестных фактов, изучения явлений и закономерностей действительности.
Процесс познания – это всегда взаимодействие субъекта и объекта.
Субъект познания – это источник целенаправленной активности – человек, группа людей. Объект познания – это то, на что нацелена деятельность субъекта познания, то есть явления, процессы, закономерности окружающего мира.
Публикация «Методологические основы познания» размещена в разделах
Результатом познавательной деятельности является знание. Термин «знание» употребляется в трёх основных аспектах :
способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости;
любая познавательно значимая информация;
особая познавательная единица, взаимосвязанная с практикой.
Виды знаний:
житейское знание базируется на здравом смысле и обыденном сознании и является важнейшим ориентиром для повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.
научное знание – понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Научное знание осуществляет предвидение различных явлений.
практическое знание – овладение вещами, преобразование мира.
художественное знание – целостное отображение мира и человека в нём, строящееся на образе, а не на понятии.
рациональное знание – отражение реальности в логических понятиях и категориях. Рациональное знание связано с рациональным мышлением.
иррациональное знание не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом иррационального знания являются эмоции, переживания, воля, а также некоторые явления (например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
личностное знание зависит от способностей субъекта познания и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:
донаучное знание – прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI века).
ненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
паранаучное знание внешне похоже на научное знание, но несовместимо с ним.
лженаучное знание – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки.
антинаучное знание – утопичное знание, искажающее представление о действительности.