Ольга Иванова
Методики проведения закаливающих и оздоровительных процедур
▼ Скачать + Заказать документы
Воздушные ванны (осуществляется воспитателем совместно с обслуживающим персоналом)
Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем. Наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой считаются воздушные ванны. Дети принимают воздушную ванну при каждой смене нательного белья и во время проведения массажа, водной дорожки и гимнастики. Продолжительность воздушной ванны не нормируется и совпадает по времени с продолжительностью вышеуказанных мероприятий.
Публикация «Методики проведения закаливающих и оздоровительных процедур» размещена в разделах
Процедура закаливания «Воздушные ванны» применяется детям от 1,5 лет и старше.
Противопоказания: нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями.
Методика проведения
Дети просыпаются после дневного сна. Лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц:
подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением;
перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища;
покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук;
а также различные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа на животе».
Дети в течение 1-1,5 минуты выполняют циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения).
После чего дети одеваются.
Температура воздуха в помещении при выполнении закаливающей процедуры «Воздушные ванны»1-3 день - 220С; 4-6 день – 200 С; 7-й и далее – 180 С.
Примечания:
Процедура закаливания «Воздушные ванны» проводится при температуре воздуха в помещении не ниже 180 С.
В период реконвалесценции после, перенесенного ОРЗ и для особо ослабленных детей их одежда при проведении «Воздушных ванн» должна быть индивидуально щадящей (гольфы или чешки, кофточка, а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращается вдвое.
Босохождение
Является действенным методом закаливания, который к тому же является хорошим средством укрепления связок стопы, формирования ее свода – профилактики плоскостопия.
Хождение босыми ногами по холодному полу (земле, всевозможным неровностям (ребристым дорожкам, массажным коврикам и т. п.) возбуждает нервную систему, а хождение босиком по мягкой траве, мягким коврам успокаивает ее. Чередуя хождение босыми ногами по разным поверхностям ( например: по ребристой доске и мягкому ковру) создается «эффект контрастного душа» для стоп.
Данная процедура может проводится как до сна, так и сразу же после тихого часа, а также на прогулке.
Показания и противопоказания:
Закаливающая процедура «Босохождение» применяется детям от 1,5 лет и старше, хорошо переносится, очень физиологична. Противопоказаний данного закаливания нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями.
Методика проведения :
Расстелить на полу массажные коврики или положить ребристую доску на пути детей к кровати.
Дети готовятся ко сну: переодеваются.
Проходят босыми ногами сначала по массажным коврикам (ребристой доске) а потом по мягкому ковру к своим кроватям.
После тихого часа процедуру можно повторить.
Вначале, 3-5 дней закаливающую процедуру осуществляют в носочках, затем полностью босиком по 3-4 минуты.
При достаточной адаптации и закаленности детей можно проводить босиком (или в х/б носочках) утреннюю гимнастику, а затем и занятия физической культурой.
Примечание:
Процедура закаливания «Босохождение» проводится босиком при температуре пола не ниже + 180 С.
Солнечные ванны (гелиотерапияилисолнцелечение) - применение солнечных облучений в лечебно-профилактических целях. Лечение солнцем — метод светолечения и один из методов климатотерапии.
Действие солнечного облучения на организм
Применение солнечных ванн для лечения началось за много веков до нашей эры, особо распространена гелиотерапия была в античные времена — так, у древних греков и римлян, обязательной частью терм был зал для солнечных ванн — солярий
Во время процедур гелиотерапии на организм человека действуют видимые (световые) и невидимые (инфракрасные — ИК и ультрафиолетовые — УФ) солнечные лучи в виде прямой, рассеянной и отражённой солнечной радиации. Сумма этих видов радиации, падающей на горизонтальную поверхность (в том числе на лежащего в горизонтальном положении человека, называется суммарной радиацией.
Инфракрасные лучи оказывают на организм главным образом тепловое действие.
Ультрафиолетовые лучи биологически более активны и вызывают химические изменения в тканях. Под их влиянием возникает кожная эритема (покраснение, которая переходит в пигментацию кожи — загар, повышая её защитные свойства; увеличивается образование витамина D.
Под воздействием солнечных лучей активируются обменные процессы, повышается сопротивляемость организма простудным, инфекционным заболеваниям, улучшаются кроветворение, общее состояние, сон, аппетит.
Местное действие гелиотерапии
Принятие солнечной ванны повышает температуру кожи на несколько градусов, температурное воздействие оказывает действие и на внутренние органы. Длительное солнечное облучение может вызвать гипертермию.
Солнечные ванны оказывают анальгезирующее (местное обезболивающее) действие на болезненные участки. На облучаемых участках усиливается рост волос.
Общее действие гелиотерапии
Инфракрасные лучи, а также свет видимой части спектра и ультрафиолетовое излучение вызывают в организме ряд физиологических изменений: расширение капилляров кожи — в связи с тем, что в них содержится значительное количество крови, кровяное давление падает.
Солнечное облучение оказывает влияние на выделительные функции: усиливается потоотделение, в связи с чем, вес тела после каждой солнечной ванны падает, а удельный вес крови повышается; увеличивается выделение кожного жира; происходит более интенсивное отшелушиваение эпидермиса.
Cолнечные ванны стимулируют обменные процессы : белковый, липидный, углеводный и минеральный. Вначале расслабляющее, а затем тонизируюшее влияние на нервную систему; улучшение ночного сна.
Улучшение общего самочувствия.
Кроме того, длительное солнечное облучение улучшает мышечный тонус и укрепляет мускулатуру вследствие улучшения кровообращения в мышцах и, следовательно, улучшения их питания.
Показания к гелиотерапии
Солнечные ванны назначают при всех проявлениях гиповитаминоза D, некоторых кожных заболеваниях, при невритах, неспецифических заболеваниях органов дыхания, некоторых формах туберкулёза и др. Также, как профилактическое и закаливающее средство, солнечные ванны могут быть назначены всем практически здоровым людям (гелиопрофилактика).
Противопоказания и ограничения при гелиотерапии
Существуют и ограничения на приё м солнечных ванн:
- заболевания кожи в острой стадии, имеющие распространённый характер и склонность к генерализации процесса (фотодерматозы, красная волчанка, пеллагра, псориаз и другие дерматозы, обострение которых приходится на весенне-летний период);
- опухоли, заболеваниях крови и кровоточивость;
- активный туберкулёз;
- выраженный атеросклероз и гипертензия, тахикардия,легко возникающие головные боли;
- острая стадия различных воспалительных процессов;
- истощение;
- эпилепсия;резко повышенная возбудимость нервной системы;
- воспалительные заболевания почек;
- повышенная чувствительность кожи к солнцу;
- состояния, сопровождающиеся головокружением, тошнотой, рвотой, высокой температурой;
- не рекомендуются детям до 1,5 лет, детям до 3 лет гелиотерапия назначается с осторожностью.
Передозировка солнечного облучения
Чрезмерное воздействие солнечных лучей может привести к ожогам, солнечному удару, сердечно-сосудистым и нервным расстройствам, обострению хронических воспалительных процессов.
Проведение процедур гелиотерапии — принятие солнечных ванн
Находясь на солнце, следует избегать перегрева, первые солнечные ванны должны быть короткими, по мере того как появляется загар длительность процедур постепенно увеличивают.
При общем солнечном облучении голова должна находиться в тени или под головным убором, глаза закрыты противосолнечными очками, не следует также загорать в самое жаркое время дня.
Нельзя спать во время процедуры, а также проводить её сразу же после еды или натощак.
Лучшее время для приёма солнечных ванн - 9-11 часов утра и 4–5 часов вечера.
Полоскание полости рта (проводит воспитатель)
После каждого приема пищи дети прополаскивают полость рта кипяченой водой комнатной температуры. Используются индивидуальные стаканчики, в которые взрослый наливает 50-70 мл. воды.
Ароматерапия чесноком
Чеснок с давних времен считается не только пряным растением, но и прекрасным лекарством. Народная медицина чеснок использует очень широко, лечат им и больные суставы, и атеросклероз, укрепляют иммунитет и многое другое. Чаще всего применяют чеснок при простуде. В луковицах чеснока содержаться:эфирные масла, гликозидалин, йод, фитостерины, полисахариды,фитонциды,витамин С.
Чеснок обладает следующими свойствами: бактерицидным, фунгицидным, протистоцидным, противоглистным. Чеснок против простуды применяют и для ароматерапии.
Способ применения:нарезанный чеснок выкладывают на блюдце, чеснок можно залить водой.
Эффект: испаряющиеся эфирные масла и фитонциды прекрасно справятся с болезнетворными микробами, витающими в воздухе.
Противопоказания: аллергические заболевания
С-Витаминизация
Правильная организация питания детей в дошкольных учреждениях предусматривает обеспечение их потребности в таких пищевых веществах, как белки, жиры, углеводы и витамины. Особенно большое значение имеет витамин С. Доказано, что витамин С способствует наиболее оптимальному развитию детей, повышает их сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, и в первую очередь к инфекционным заболеваниям.
В период распространения острых респираторных заболеваний дополнительная поливитаминизация рекомендуется всем детям. Дополнительная витаминизация проводится длительное время - не менее 4 месяцев (в основном в зимне-весенний период).
Методика : искусственная С-витаминизация в дошкольных образовательных организациях (группах) осуществляется из расчета для детей от 1 - 3 лет - 35 мг, для детей 3-6 лет - 50,0 мг на порцию. Используется аскорбиновая кислота.
Витаминизированные напитки готовят непосредственно перед раздачей. Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот или кисель) на пищеблоке после его охлаждения до температуры 15 С (для компота) и 35 С (для киселя) непосредственно перед реализацией.
Витаминизированные блюда не подогреваются. Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника (при его отсутствии иным ответственным лицом).
Данные о витаминизации блюд заносятся медицинским работником в журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд, который храниться один год.
Эффект: проведение дополнительной длительной витаминизации снижает заболеваемость детей.
Противопоказания: аллергические заболевания
Основание: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13
Ежедневная утренняя гимнастика (проводит воспитатель)
Гимнастика проводится ежедневно в течение 5-10 минут, в зависимости от возраста детей.
Состав упражнений – на усмотрение воспитателя.
Самомассаж кистей рук (проводит воспитатель, инструктор физвоспитания)
Правой и левой рукой поочередно делаем легкие массажные движения словно «моем» предплечья, запястья, кисти. Растереть зону позвоночника на тыльной стороне ладони от гороховидной кости к мизинцу, на тыльной поверхности кисти выполняем массаж межпальцевых промежутков. Затем с силой захватываем в кулак каждый палец по очереди и вращательным движением «тянем» палец, как бы очищая его. Вновь «моем» кисти. Выполняется в перерывах между учебными занятиями.
Продолжительность выполнения – не менее 45 секунд.
Самомассаж ушных раковин (проводит воспитатель, инструктор физвоспитания)
Снаружи – движением пальцев, перебирающих край уха, сверху вниз и снизу вверх; внутри – указательным пальцами кругообразно растереть внутреннюю поверхность ушной раковины. Вставить указательные пальцы в оба слуховых прохода, массировать их вращая вперед, затем назад. Массаж – «пальцы вилочкой» (ухо находится между раздвинутыми указательным и средним пальцами). Растираем поверхность уха движением вверх-вниз. Затем растереть уши всей ладонью-«ракушкой», делая движения вверх-вниз, вперед-назад.
Выполняется в перерывах между учебными занятиями.
Продолжительность – не менее 30 секунд.