Вероника Бирюкова
Методики музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Методики музыкального воспитания
Методика музыкального воспитания Метод Орфа
Метод Орфа, разработанный немецким композитором и музыкантом Карлом Орфом, представляет собой подход к музыкальному воспитанию, основанный на естественных способностях детей и их игровой активности. Этот метод акцентирует внимание на музыкальном обучении через практическое участие, импровизацию и творчество. Основные принциpipы и элементы метода Орфа:
Основные принципы метода Орфа
1. Игра как основа обучения:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Важнейшим элементом метода Орфа является игра. Запланированные занятия представляют собой игровые ситуации, в которых дети изучают музыку и развивают свои музыкальные способности.
2. Импровизация:
- Метод Орфа поощряет детей к импровизации. Импровизация помогает развивать креативность, музыкальное выражение и индивидуальность.
3. Интеграция различных искусств:
- Музыка, движение, слово и искусство (включая визуальные искусства) тесно связаны между собой. Занятия могут включать песню, танец, драматизацию и использование музыкальных инструментов.
4. Аппарат Орфа:
- Метод основывается на использовании специальных музыкальных инструментов, таких как орфовые инструменты (установка мелодии с помощью ксилофонов, металлофонов и ударных инструментов). Эти инструменты просты в использовании и позволяют детям развивать музыкальные навыки.
5. Обучение через переживание:
- Важной частью метода Орфа является переживание музыки. Дети учатся не только слушать музыку, но и чувствовать её, участвуя в музыкальных действиях и создании.
Основные формы занятий
1. Слушание и воспроизведение:
- Дети слушают различные музыкальные произведения, обсуждают их и пытаются воспроизвести услышанное на инструментах.
2. Пение:
- Использование песен, часто с элементами игры, помогает развивать вокальные навыки, интонацию и ритмичность.
3. Движение:
- Музыка и движение представляют собой единое целое. Дети танцуют, импровизируют движения, что развивает координацию и чувство ритма.
4. Игра на инструментах:
- Освоение ударных инструментов и других орфовых инструментов становится важной частью обучения. Простые мелодии и ритмы становятся доступными для воспроизведения детям.
5. Импровизация и создание:
- Дети поощряются к созданию собственных музыкальных фрагментов. Это может быть как индивидуальная, так и групповая работа, что развивает коллективное взаимодействие.
Примеры занятий
- Музыкальные историй: Создание музыкального рассказа, в котором дети играют роли персонажей, используют звук и движение.
- Соревнования на ритм: Игра в ритмические соревнования, где дети по очереди создают ритмические рисунки.
- Танцевальные импровизации: Использование музыкальных фрагментов для создания свободных танцевальных движений.
Заключение
Метод Орфа способствует комплексному развитию ребенка: музыкальным, моторным, социальным и эмоциональным. Основное внимание уделяется тому, чтобы процесс обучения был увлекательным, интересным и развивающим. Этот метод можно успешно применять как в образовательных учреждениях, так и в домашнем обучении, прививая детям любовь к музыке с ранних лет.
Методика музыкального воспитания: Метод Далькроца
Метод Далькроца, или метод целостного восприятия музыки, был разработан швейцарским композитором и педагогом Эмилем Жаком-Далькроцем в начале XX века. Это педагогический подход направлен на развитие музыкальных способностей у детей через движение, слуховое восприятие и ритм. Ниже приведены ключевые аспекты и элементы этой методики.
Основные принципы метода Далькроца
1. Единство музыки и движений:
- Движение является основным способом постижения музыки. Через физические движения (например, танцы, упражнения с ритмом) дети учатся интуитивно воспринимать музыку.
2. Ритмическое восприятие:
- Ритм является центральным элементом метода. Дети знакомятся с ритмическими структурами через игры, упражнения и хореографию. Это помогает развивать чувство времени и пространственного восприятия музыки.
3. Слуховое восприятие:
- Метод акцентирует внимание на развитии музыкального слуха. Дети учатся распознавать ноты, аккорды, интервалы, а также различать тембра и динамику.
4. Проявление эмоциональности:
- Музыка – это не только навыки и техники, но и способ выражения эмоций. Через импровизацию и исполнительскую практику дети развивают свою эмоциональную восприимчивость и креативность.
5. Индивидуальный подход:
- Метод Далькроца учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, его способности и интересы. Это позволяет создать благоприятную атмосферу для обучения.
Основные методы и приемы
1. Музыкальные игры:
- Используются разнообразные игры, которые помогают детям развивать музыкальные навыки через взаимодействие с окружающими.
2. Хореографические элементы:
- Хореография и движение помогают закрепить ритмические структуры и развивают координацию.
3. Использование различных инструментов:
- В классе могут применяться перкуссионные инструменты, фортепиано, смычковые и духовые инструменты для практики и исполнения.
4. Импровизация:
- Дети учатся импровизировать как на инструментах, так и с помощью движений, что способствует развитию творческих навыков.
5. Пение:
- Пение играют важную роль в методе. Оно помогает развивать слух, интонацию и чувство ритма.
Примеры занятий
1. Ритмические упражнения:
- Упражнения, в которых дети повторяют ритмические рисунки, используя хлопки, удары по телу или инструменты.
2. Танцевальные элементы:
- Занятия могут включать элементы народных или современных танцев, которые сочетаются с изучаемым музыкальным материалом.
3. Слушание и обсуждение музыки:
- Совместное прослушивание и анализ различных музыкальных произведений, обсуждение эмоций и ассоциаций, которые они вызывают.
4. Создание музыки:
- Поощрение детей к созданию собственных мелодий и ритмов, что развивает их музыкальную креативность.
Метод Далькроца продолжает активно использоваться в музыкальных школах и учебных заведениях как эффективный способ музыкального воспитания и развития творческих способностей у детей.