Елена Гаряева
Методики формирования интонационной стороны речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии
▼ Скачать
Гаряева Елена Анатольевна
Методики формирования интонационной стороны речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии
Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольных образовательных учреждений является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе, что предполагает речевое, когнитивное и психомоторное развитие ребенка в присущих для данного возраста видов деятельности.
Публикация «Методики формирования интонационной стороны речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии» размещена в разделах
Основной функцией становится общение. Для этого используются различные единицы речи : текст, предложение, слово в их лексическом и грамматическом значениях. Языковые значения передаются при помощи разнообразных просодических компонентов речи : интонации, речевой мелодии, временных и тембровых характеристик, ритма, паузы
Правильное использование интонационных средств зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.
Коррекционную работу, в данном случае, необходимо начинать с развития дыхательных функций. Вначале формируется диафрагмально-реберный тип дыхания по подражанию с использованием контроля с помощью ладони ребенка. Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа, так как в этом положении легче дышать правильно, чувствовать паузу, затем в положении сидя и стоя.
Логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи осуществляется над всеми компонентами интонации и проводится в следующей последовательности:
1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;
2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонацией в экспрессивной речи;
3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале;
4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи осуществляется над всеми компонентами интонации.
Логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи проводится поэтапно. Этапы подразделяются на подготовительный и основной, который, в свою очередь, включает в себя 2 раздела. Первый раздел - формирование представлений об интонационной стороне речи в импрессивной речи. Второй - формирование интонационной стороны речи в экспрессивной речи.
Формирование интонационной стороны речи как в импрессивной так и в экспрессивной речи ведется по 4 направлениям: работа над интонацией повествовательного, восклицательного, вопросительного предложения, а также их дифференциация.
Таким образом начиная работать по методике Е. Ф Архиповой необходимо провести ряд обследований:
1. Обследование навыков воспроизведения услышанного ритма.
2. Обследование восприятия интонации.
3. Обследование воспроизведения интонации.
4. Обследование восприятия логического ударения.
5. Обследование воспроизведения логического ударения.
6. Обследование восприятия тембра.
7. Обследование воспроизведения тембра.
1. Обследование навыков воспроизведения услышанного ритма.
Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.
Материал для исследования: предъявлялись простые удары ///; ////; //
серии простых ударов // //; /// ///; //// ////; // // //; // // // //
серии акцентированных ударов /U/UU/U/; /U/U/; //UU; //UU//; /UU/UU; /UU/; /U/U/U.
1. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».
- изолированные удары: а) ///б) ///// в) //// г) //
(без опоры на зрительное восприятие).
2. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».
- серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///
(без опоры на зрительное восприятие).
3. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары» : U - тихий, / - громкий.
- акцентированные удары: а) /UU/б) //U в) U//U г) //UU//
(без опоры на зрительное восприятие).
2. Обследование восприятия интонации
Обследования восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства.
Цель обследования: выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в имперссивной речи.
Материалом исследования служили предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображение предложений.
1. Определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.
Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом - подними карточку с точкой:
Речевой материал:
1. На улице холодно.
2. Ах, какая красивая картина!
3. Медведь спит в берлоге.
4. Белка грызет орешки.
5. Ты съел суп?
2. Определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.
Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос - подними карточку с вопросительным знаком:
Речевой материал:
1. На улице идет снег!
2. Ты любишь играть в снежки?
3. Оля идет в парк.
4. Куда мальчик идет?
5. У тебя болят зубы?
3. Определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.
Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком:
Речевой материал:
1. Ой, как жарко!
2. Мальчики играют во дворе.
3. Кто к нам пришел?
4. Посмотри, летит самолет!
5. Мы идем в цирк.
4. Дифференциация типов интонации в предложении.
Предлагались задания, где речевой материал был представлен повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Перечисленные интонационные типы давались в произвольном порядке.
Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят».
Речевой материал:
1. На улице холодно.
2. На улице холодно?
3. Наступила зима?
4. Наступила зима!
5. Мама пришла домой.
3. Обследование воспроизведения интонации
Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.
Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.
1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями.
Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как логопед».
- Солнце светит. Солнце светит?
Солнце светит!
- Сверкает молния. Сверкает молния?
Сверкает молния!
- Снег идет! Снег идет? Снег идет.
2. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.
Инструкция № 1. «Логопед будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией».
Логопед Ребенок
Ночью шел снег? Ночью шел снег.
Хорошо зимой в лесу? Хорошо зимой в лесу.
Зимой медведь спит? Зимой медведь спит.
Инструкция № 2. «Теперь логопед будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».
Логопед Ребенок
Сегодня будет дождь. Сегодня будет дождь?
Свет горит. Свет горит?
На улице холодно. На улице холодно?
3. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз.
Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией : удивленно, радостно, грустно».
Фразы Удивленно Радостно Грустно
Снег идет. - - -
Мы пойдем гулять. - - -
Наступила весна. - - -
4. Обследование восприятия логического ударения
В предварительной беседе ребенку в доступной форме объясняют значение термина «логическое ударение».
Материал для исследования: предложения, сюжетные картинки, предметные, картинки, стихотворные тексты.
1. Умение выделить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении и назвать выделенное слово.
Инструкция: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово логопед выделил в предложении».
- Емеля поймал щуку. - Мама сшила новое платье.
- Емеля поймал щуку. - Мама сшила новое платье.
- Емеля поймал щуку. - Мама сшила новое платье.
2. Умение выделять слово, выделенное логопедом в вопросительном предложении, и вместо ответа показать соответствующую картинку.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Логопед будет задавать тебе вопросы, голосом выделяя «важное» слово, а ты вместо ответа покажи нужную картинку».
- Бабушка вяжет кофту? - Мама надела шляпу-?
- Бабушка вяжет кофту! - Мама надела шляпу?
5. Обследование воспроизведения логического ударения
Целью обследования является определение возможности ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т. е. продуцировать логическое ударение.
1. Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу.
Инструкция: «Логопед скажет предложение и голосом выделит в нем «главное» слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем «главное» слово».
Маша идет в школу.
У Коли новый мяч.
На улице сегодня холодно.
Мама пришла с работы.
Завтра поедем к бабушке.
2. Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением.
Инструкция: «Логопед произнесет два предложения. Внимательно послушай, как они звучат, одинаково или по-разному? Повтори точно так же».
У Кати книга. У Кати книга.
Дятел стучит по дереву. Дятел стучит по дереву.
На столе красивая ваза. На столе красивая ваза.
На болоте много комаров. На болоте много комаров.
3. Воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам.
Инструкция: «Отвечай на вопрос тем предложением, которое мы только что составили. Будь внимателен, выделяй голосом «важное» слово».
Бабушка вяжет носок. а) Кто вяжет носок?
б) Что делает бабушка?
в) Что вяжет бабушка?
Мальчик ест яблоко. а) Кто ест яблоко?
б) Что делает мальчик?
в) Что ест мальчик?
6. Обследование восприятия тембра
При исследовании восприятия тембра голоса оценивается умение определять характер звучания тона голоса на слух.
Материал для исследования: картинки - символы-маски, изображающие чувства, эмоции людей; слова-междометия; предложения; картинки с изображением людей разного возраста.
1. Различение тембра голоса на материале междометий
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства:
1 2 3 4 5
грусть, удивление, радость, гнев, страх.
Логопед произнесет маленькие слова (восклицания, а ты подумай, каким тоном голоса логопед произнес слово, и покажи подходящего человечка».
1. Ах! - радость восхищение.
2. Ой! - испуг, страх.
3. Ух! - недовольство.
4. О! - удивление.
5. Эх, - грусть, сожаление.
2. Различение тембра голоса на материале предложений
Инструкция: «Логопед сейчас произнесет предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено, ’ и покажи подходящего человечка».
1. Скоро гроза! (недовольно)
2. Скоро гроза! (радостно)
3. Скоро гроза! (удивленно)
4. Скоро гроза. (грустно)
5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)
7. Обследование воспроизведения тембра голоса
Оцениваются эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится на материале междометий и сказки «Колобок».
Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса.
Материал для исследования: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».
Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили.»
Заяц - // - (звонким, задорным, чистым голосом).
Волк - // - (грубым, низким голосом, с угрозой).
Медведь - //- (громким, низким, спокойным).
Лиса - // - (мягким, ласковым, хитрым голосом).
Выделены три уровня развития интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста :
Ш Низкий уровень (0 - 4 б) - ребёнку очень сложно модулировать высоту голоса при воспроизведении фраз, проблематично повторить интонацию фразы, логическое ударение во фразах меняет с трудом, с ошибками воспроизводит ритмические структуры услышанного. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого.
Ш Средний уровень (5 - 9 б) - ребёнок допускает ошибки по постановке логического ударения, моделировании высоты голоса, воспроизведении интонации фразы, повторении ритмического рисунка, но в состоянии исправить их при помощи взрослого.
Ш Высокий уровень (10 - 14 б) ребёнок легко модулирует высоту голоса, хорошо воспроизводит интонацию фразы, правильно расставляет логическое ударение во фразах, без ошибок воспроизводит ритмические структуры услышанного.