Елена Лунева
Методики диагностики развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методика «Что здесь лишнее?»
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним»
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов теста
Темочки:
10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития образно логического мышления
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Методика "Чем залатать коврик?"
Назначение теста
Цель этой методики - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Оценка результатов теста
• 10 баллов - ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек
• 8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
• 6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
• 4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
• 2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
• 0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития восприятия
• 10 баллов - очень высокий.
• 8-9 баллов - высокий
• 4-7 баллов - средний
• 2-3 балла - низкий
• 0-1 балл - очень низкий.
Методика Кому чего недостает?
Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.
Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
Оценка результатов теста
• 10 баллов - время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек.
• 8-9 баллов - время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек.
• 6-7 баллов - время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек.
• 4-5 баллов - время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек.
• 2-3 балла - время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек.
• 0-1 балл - время выполнения задания заняло до 110 сек и выше.
Выводы об уровне развития мышления
• 10 баллов - очень высокий.
• 8-9 баллов - высокий.
• 4-7 баллов - средний.
• 2-3 балла - низкий.
• 0-1 балл - очень низкий.
Методика «Времена года».
Назначения теста
Методика позволяет диагностировать уровень развития образно-логического мышления. Предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов теста
• 10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
• 8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
• 6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
• 4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
• 0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития образно-логического мышления
• 10 баллов - очень высокий.
• 8-9 баллов - высокий.
• 6-7 баллов - средний.
• 4-5 баллов - низкий.
• 0-3 балла - очень низкий.